Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Энергия места. «Автографы модерна» в фойе и в зале

Продолжаем путешествие по историческому зданию Художественного театра, приуроченное к 120-летию со дня новоселья. Вы обращали внимание на росписи на стенах театра, эти «автографы» модерна, которыми Федор Шехтель украсил здание в Камергерском от первого этажа до последнего яруса? Приглашаем приглядеться к разнообразию орнаментов, запечатленных на фотографиях блестящего театрального фотографа Александра Иванишина.

Портретное фойе МХТ имени А.П. Чехова
Портретное фойе МХТ имени А.П. Чехова

Федор Шехтель в архитектуре был поэтом, здание Художественного театра он творил как мечту, и в этой мечте мелочей не существовало. Он специально разработал шрифт, которым выполнены надписи у входа в зрительный зал и на верхние ярусы. «Дирекция покорнейше просит дам, занимающих отдельные места, снимать шляпы». (Читая это, можно только пожалеть, что дамы нынче в шляпах в театр не ходят, и не качаются страусовые перья в розовом полумраке зала.)

«Барабан» зрительного зала
«Барабан» зрительного зала

По всему театру идут росписи стен и везде они — разные. На барабане зрительного зала в фойе это лаконичная волнообразная линия, а в торжественном Портретном фойе «хоровод» из знаменитых мхатовских чаек. Впрочем, мотив волны присутствует и здесь.

Орнамент из "чаек" в Портретном фойе
Орнамент из "чаек" в Портретном фойе

Нарочитая сдержанность готовит зрителя к главному – к тому, что он увидит в зрительном зале. Там по всему периметру идет удивительной красоты фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной ленты — с рисунком, напоминающим морской прибой. Особенно эффектно он смотрится над порталом сцены.

Орнамент фриза – изысканная композиция из серебристо-серых и коричневых линий, то собранных и напряженных, то мягких и плавных обыгрывает мотив волны. В эстетике модерна особую роль играли символ и загадка, и Шехтель любил использовать мотивы волны, спирали, завитка, извивающихся стеблей растений.

Декоративный фриз над порталом сцены
Декоративный фриз над порталом сцены

Росписи стен театра, каждая по-своему, «вторят» изгибам балконов, серебристым переплетениям металлических решеток, осветительной арматуре, вычурному рисунку черных кованых элементов лестниц. И все здание Художественного театра «звучит» как музыка линий, которую невероятно интересно разглядывать.

Элемент фриза
Элемент фриза

Федор Шехтель очень легко относился к своим рисункам и эскизам. По воспоминаниям современников он «работал, как добродушный гуляка, разбрасывая кругом блестки своей фантазии. Это был фонтан жизнерадостности, почти беспечного наслаждения жизнью». Сегодня рисунков и эскизов Шехтеля осталось немного. Тем ценнее тот факт, что мы можем любоваться его творчеством, не выходя из театра.

Линия балкона вторит изгибу декоративной росписи стен
Линия балкона вторит изгибу декоративной росписи стен

А теперь приглядимся к зрительному залу. Зрительный зал Основной сцены рассчитан на 850 зрительских мест. Партер состоит из двух частей: ближе к сцене расположены 7 рядов, а через проход – еще одиннадцать.

Далее – амфитеатр, бельэтаж и балкон верхнего яруса.

Зрительный зал Основной сцены
Зрительный зал Основной сцены

Федор Шехтель сразу отказался от идеи мягких комфортных кресел в зрительном зале, от позолоты и бархата в оформлении: все должно быть элегантно, аскетично и не отвлекать от происходящего на сцене.

Темные, дубовые, с зелёными сиденьями – кресла идеально вписывались во внутреннее убранство театра. Их не раз обновляли, но при этом всегда следовали историческому первоисточнику. В 2007 году во время реставрации в зрительном зале появились широкие кресла цвета морёного дуба.

-8

Какие места в зале Основной сцены Художественного театра самые удобные? Без сомнения те, на которых сидели Станиславский и Немирович-Данченко. Это восьмой ряд, 11 и 12 места – теперь на них можно увидеть именные таблички. Кресла разделяет проход, то есть основоположники МХТ сидели, вроде бы, рядом, но все-таки на расстоянии друг от друга. Впоследствии на 11-ом (месте Немировича-Данченко) любил сидеть Олег Ефремов, а на 12-ом (месте Станиславского) – Олег Табаков. Билеты на эти места не продаются, они служебные, но если войти в зал с первым звонком, то можно успеть посидеть на знаменитых креслах.

Место в 8 ряду, на котором любил сидеть Вл. И. Немирович-Данченко
Место в 8 ряду, на котором любил сидеть Вл. И. Немирович-Данченко

Кстати, о звонках. В старом театре, еще до революции, входить в зал после начала спектакля было в порядке вещей. Художественный театр ввел в обиход запрет на опоздание к началу действия. К спектаклям МХТ относились по-особенному, с трепетом, поэтому публика собиралась чуть ли не за час. Революция все смешала, и новый зритель, заполнивший зал театра, с возмущением воспринял запрет на опоздания.

Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший на спектаклях МХАТа в 1920-е годы, писал в своем дневнике:

«Ежедневные стычки билетеров с опоздавшими. Несмотря на надпись на билетах – “Вход в зрительный зал во время действия не допускается” – много опоздавших пытается проникнуть в зал: тут и униженные просьбы, и ругань, и жалобы администрации. Но все напрасно. Удивительно, как люди не могут попасть на спектакль вовремя».

А Владимир Иванович Немирович-Данченко приводил такой диалог:

«Помню, один большой “театрал”, посетитель всех премьер – когда мы объявили о запрещении входить во время действия – перестал посещать Художественный театр.
– Неужели вас не интересуют наши новые постановки?
– Что делать! Должен отказаться. Я привык приходить в театр, когда мне удобно. Меня могут задержать важные разговоры. Вы хотите насиловать мою волю! Не согласен!»

Но вот публика собралась, скоро в зале погасят свет...

Розовые плафоны в зрительном зале
Розовые плафоны в зрительном зале

Световое оформление театра стало для Шехтеля особым вызовом — и архитектор продолжил в нем лаконичную и изысканную стилистику модерна, в котором выдержаны здание и интерьеры. Ничего кричащего, нарочито «театрального». Вместо традиционной помпезной театральной люстры в зрительном зале Основной сцены — светильники с плафонами кубической формы. Бледно-розовое матовое стекло с «пузырьками» — так называемое «венецианское», художники модерна активно пользовались приемами итальянских мастеров. Плафоны спускаются с потолка по кругу на тонких бронзовых тросиках-цепочках. Такие же нежные светильники, сгруппированные по три в шахматном порядке, расположены по бортам ярусов. Осветительная арматура была выполнена по эскизам Шехтеля на фабрике братьев Вишневских, славившейся высоким уровнем художественного литья и бравшей главные призы на знаменитых выставках в Париже.

-11

Трепетное, теплое свечение, исходящее от нежно-розовых плафонов, создает в зале особую атмосферу, которая пробуждает в пишущих о театре почти поэтические чувства. Вот, например, цитата из книги Инны Соловьевой:

«Хранительная тень была в шехтелевском зале, с его чуть затертым светлым деревом кресел и слабо изогнутых балконов, с его кубическими светильниками (пузырьки стекла напоследок еще розовели, когда стихшая публика погружалась в неполную, чудесную темноту)».
Кованые решетки в стиле "модерн" перекликаются с росписями и единым решением пространства
Кованые решетки в стиле "модерн" перекликаются с росписями и единым решением пространства

Продолжение следует

#мхт #камергерский 3 #энергия места #шехтель #росписи #модерн