Найти тему
Приуралье

Шаман и его древний инструмент. Музыка Севера: дерево, олень, рыба, птица

Оглавление

Похож на лодку, но не лодка, вместо струн – оленьи жилы, из которых можно извлечь всего пять звуков. Так выглядел в старину музыкальный инструмент нарсьюх народа ханты, в переводе на русский его название звучит как «поющее дерево». Как и многие другие музыкальные инструменты коренных северян, он служил не для услаждения души и тела в суровые будни, а в качестве ритуальных предметов при проведении соответствующих обрядов. В наши дни нарсьюх немного видоизменился и поменял свое предназначение. Каким образом – вы узнаете из нашей статьи.

Ритуальный инструмент

-2

Нарсьюх – старинный хантыйский музыкальный инструмент, при помощи которого шаманы проводили ритуальные обряды. Считалось, что игра на нем способствует общению с потусторонним миром, с духами. Шаманы даже в тяжелые времена ни за что не расставались с инструментом – не продавали и не обменивали, так как считалось, что таким образом можно потерять (продать) свою душу. Если же нарсьюх нужно было вынести из чума, то только заостренным концом (головой) вперед, предварительно накрыв платком.

А еще на этом инструменте играли на больших праздниках, под его аккомпанемент звучали старинные песни, сказки, легенды о славных подвигах. Но пользоваться им могли только представители мужского пола (шаманы, естественно, были только мужчины).

Дерево + олень + птица + рыба = нарсьюх

-3

Нарсьюх – струнный щипковый инструмент, который, если смотреть на него сверху, похож очертаниями на лодку. Раньше его «днище» было полукруглым, потому что для его изготовления брали разделенный пополам ствол дерева – осины или ели. К выдолбленному днищу «рыбным» клеем приклеивали верхнюю часть. Со временем корпус «поющего дерева» стал плоским, так как удерживать на коленях полукруглый гладкий инструмент, да еще играть на нем было неудобно – он соскальзывал с колен.

С одной из сторон нарсьюх заострен, а с другой у него находится развилка, на которую крепится перекладина со струнами, количество которых может составлять от трех до пяти. Раньше струны делали из оленьих жил, которые со временем растягивались, поэтому их приходилось регулярно менять. Как и колкѝ, которые делались из утиных косточек. Соответственно, и звук у нарсьюха был на уровне чума - очень тихий, мягкий и недолгий.

Применение металлических струн и колков подарило инструменту вторую жизнь – звук стал громким и качественным, увеличилась продолжительность использования струн и колков.

Возрождение инструмента

-4

Сегодня, в связи с тем, что многие традиции уходят в небытие, игру на нарсьюхе успешно осваивают все желающие. Например, в детской школе искусств маленького ямальского поселка Аксарки самые активные обучающиеся по этому инструменту – девочки.

Появился в школе искусств этот инструмент в 2008 году, когда один из преподавателей, а ныне директор школы Елена Шевцова прошла курсы по обучению игры на этом инструменте в Ханты-Мансийском автономном округе, в национальной музыкальной школе села Саранпауль, где начали возрождать, восстанавливать и пропагандировать музыкальный пласт народа ханты.

Там же были приобретены методические сборники с хантыйскими мелодиями, по которым занимаются в школе искусств, пять нарсьюхов, которые приобрело учреждение, изготовлены саранпаульским мастером.

Обучение игре без нот

-5

По словам Елены Шевцовой, нарсьюх отличается от других струнных щипковых инструментов тем, что у него нет грифа. Они есть у гитары, домры, балалайки. На нарсьюхе из-за отсутствия грифа левой рукой закрываются те струны, которые не должны звучать, а правой идет извлечение звука, который необходим. «Пять струн – пят звуков», - сказала преподаватель. А это значит, что ноты могут быть любыми в зависимости от того, как будет настроен инструмент. От настройки зависит высота звука. Поэтому мелодическая линия очень небольшая, и ученики изучают наигрыши – хантыйские, мансийские, а не музыкальные произведения. Для выступления несколько наигрышей соединяют в один, чтобы получилось более интересно и развернуто, и тогда можно использовать и показать разные приемы.

-6

«Нот мы не учим, а играем по рукам (преподаватель показывает – ребенок повторяет) или схемам, - рассказала Елена Шевцова. - Я перевела наигрыши в табличный вид, изобразила графически, ведь когда детей много, всем по рукам не успеешь показать, у всех разная скорость мышления и запоминания».

Нарсьюх воспевает родной край

-7

Занятия в школе посещают не только ее обучающиеся, но и воспитанники интерната в рамках разработанной учреждением культурно-просветительской программы «Воспеваю край родной». Девочки приходят на занятия в своих традиционных нарядах – коми, ханты и ненецких, что приветствуется их преподавателем. «Мудрые люди говорят: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Мы живем на ямальской земле среди людей, которые чтят и хранят свои этнические традиции, объяснила Елена Шевцова. - И не знать их национальный инструмент, культуру, быт, традиции с нашей стороны непростительно. Поэтому мы всеми возможными способами и сами стараемся развиваться в этом направлении, и передать это детям, чтобы они знали, ценили и понимали этот инструмент, эту культуру, музыку».

-8

Народ жив, пока помнит и чтит свои традиции, культуру и язык. В немалой степени этому способствуют и традиционные музыкальные инструменты – бубен, нарсьюх, тумран, нин-юх, кугель-юх и другие. А вы слышали о таких инструментах? Знаете, как они звучат? Если да, то напишите в комментариях, на что похожи их звуки. Может быть, это завывания ветра, шум метели, плеск речной волны, шорохи леса или они похожи на звуки из мира животных?

Статья вам 👍? Тогда с вас ❤️!

Читайте также:

«Поющее дерево» народа ханты

Танцы северных народов. Авторская хореография