На протяжении многих лет психоанализ можно было сравнивать с ремонтом автомобиля. Вам привезли машину, вы её поставили на яму (сеттинг), какие-то детали поменяли, что-то открутили, что-то привинтили, и машина поехала дальше. Конечно, ни один думающий, опытный психоаналитик так не работал, однако такой подход, наверно больше всего характеризующий теоретическое направление эго-психологии, активно транслировался в окружающее общество и привлекал в обучение новых специалистов. Представление о психоанализе, как о «почти точной» науке и «научном методе лечения» было широко распространено. И не было правдой.
Человек – не машина. Психика устроена намного сложнее, чем любое нам знакомое техническое устройство. Это становилось всё более понятным и очевидным уже из того, как разветвлялись психоаналитические теории.
Уже в 90-ые, когда я сам учился психоанализу, мои учителя (умные, широко образованные профессионалы) отзывались о некоторых, теперь общепринятых и признанных теориях: «Зачем это вам? В них без словаря не разберёшься». В какой-то момент своего профессионального развития, уже перестав «ремонтировать машину», я понял, что и учить психоанализу надо по новому.
Прежде, чем ремонтировать психику, необходимо понять, что такое человек и его душевная жизнь. Тот, кто решил сделать психоанализ и психотерапию своей профессией, должен стать философом, антропологом, биологом, историком и человеком культуры. Но прежде всего он должен понять, что человеческая жизнь – это нескончаемый конфликт собственных желаний, а психоанализ – нескончаемая работа над тем, чтобы человек эти конфликты осознал и принял на себя ответственность за их разрешение.
Бывшая пациентка З. Фрейда, американская поэтесса Хильда Дулитл вспоминала его слова: «Мои открытия – не панацея. Мои открытия – основа очень глубокой и грустной философии. Очень немногие это понимают, очень немногие способны это понять».
Хотя (из психотерапевтических интервенций) человеку помогает и утешение, и поддержка, и совет, психоаналитик считает, что и для индивида, и для общества самым важным «лечением» является самопознание и самопонимание – то, что не допускалось в сознание, должно стать осознанным. В этой вере в важность психической функции Сознания заключается глубокий этический посыл психоанализа и основа профессиональной идентичности психотерапевта.
В соответствии с этим пониманием профессии построено и обучение на авторской программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в Московском институте психоанализа. Мы начинаем с того, на чём Фрейд кончил – с психоаналитической философии и психоаналитическом складе ума (идентичности). Мало того, и то и другое наш слушатель сразу учится применять на практике супервизии, постепенно наращивая своё знание теории и отрабатывая (начиная с третьего семестра) специально для этой программы выработанный тренинг терапевтических навыков.
Одновременно слушатель познакомится с профессиональной литературой в сопровождении опытных психотерапевтов, примет участие в психоаналитических марафонах и Международном супервизионном мастер-классе (МСМ), получит список общеобразовательной для будущей профессии литературы, а, закончив своё образование на этой программе, он сможет вступить в психоаналитическое сообщество факультета психоанализа МИП, где сможет продолжить своё образование в самых разных формах и принять личное участие в их создании.
Мало того, получив право практиковать, он получит доступ к Клиническому центру МИП и терапевтическому сайту DoTherapy, а также через сообщество найти себе хорошего супервизора. В недалёком будущем слушатель сможет уже в процессе обучения участвовать в волонтёрской психотерапевтической деятельности.
Те, кто захочет остаться в области психоанализа и психоаналитической психотерапии, смогут основывать свое обучение на супервизии.
Автор статьи: Лявас Коварскис – почетный профессор Московского института психоанализа, доктор медицины и декан факультета психоанализа, член IPA, основатель нового подхода в психоанализе NewPsy.
Что будет уметь психоаналитик после прохождения программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия»?
- Слышать осознанную и неосознанные боль, страх и надежду пациента;
- Тактично говорить о трудных вещах;
- Размышлять вместе на разных уровнях — на уровне поведения, мыслей, чувств, отношений, на философском уровне;
- По мере надобности поднимать вопрос о взаимоотношениях в терапевтической паре;
- Вовремя заканчивать или знать, почему не заканчивает терапию – видеть процесс в целом;
- Ценить сознание, прозрачность мотивов, стремление искать правду, особенно во взаимоотношениях. Это станет для слушателя второй основной ценностью, первой будет стремление уменьшить страдание.
Длительность программы – 2 года. По окончанию обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в области психоаналитически-ориентированной психотерапии, установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.
Благодаря емкому, последовательному и глубокому изучению психоанализа в процессе обучения вы откроете для себя совершенно новый мир, вам станет ясен смысл работы психоаналитика, а это непосредственно скажется на вашей работе с пациентами / клиентами.
Также у вас есть уникальная возможность посетить бесплатный вебинар Ляваса Коварскис. Приглашаем вас 15 февраля в 19:00 на онлайн-встречу «Мастерство психоаналитического подхода в деятельности специалистов помогающих профессий». Регистрируйтесь на бесплатный вебинар по ссылке