О новом пожарном автомобиле в СССР задумались в 70-х годах. Те, которые в это время эксплуатировались, имели много недостатков.
У них, например, была не приемлемая скорость, когда дорога каждая минута. Опять же компоновка машины не позволяла ей маневрировать с достаточной легкостью.
Обзор лобового стекла был небольшим, а центр тяжести слишком велик из-за того, что конструкция была рамной.
Причем для изготовления новой модели нужно было использовать те шасси, которые тогда были в наличие, как и различные узлы и агрегаты.
Задача была не простой, поэтому для ее решения собрались привлечь иностранных конструкторов.
Договариваться о работе с французами поручили «Внештехнике». Во Францию отправили шасси ЗиЛ-131 и разработанную нашими конструкторами документацию.
За границей должны были построить два образца, и уже в 1977-м году они были готовы.
Автомобиль получил маркировку ЗиЛ-Sides VMA-30.
У машины сделали очень широкую дверь, открывающуюся по принципу ширмы.
В дверь 1,1 м могли в одно и то же время входить два пожарных. Ступени располагались на высоте 45 см от земли. Внутри по бокам стояли 6 кресел лицом друг к другу. Оборудование также находилось по обе стороны салона.
Бак с водой установили как можно ниже, что позволило сместить вниз и центр тяжести.
Компоновка была вагонной, лестницы и рукава расположили максимально низко. Снаружи кузова имелись окошки для оборудования, которые открывались по шторному типу, дверцы сдвигались вверх. В советских пожарных машинах они откидывались, и это было не совсем удобно.
Крышу машины сделали плоской, чтобы на ней могли стоять люди. Многие решения пожарникам очень понравились, но обнаружилось и множество недостатков.
Например, панели кузова, изготовленные из металла, и бак для воды из нержавейки значительно увеличивали массу автомобиля до 12,1 тонны.
Для такой массы двигателя ЗиЛ-131 было недостаточно. Кроме того, машина получилась слишком широкая для тех улиц, которые отличались узостью.
В СССР решили, что будут выпускать подобные автомобили на экспорт, однако после того, как потенциальные покупатели изучили их характеристики, желающих их приобретать не нашлось.
Кстати единственная подобная машина была задействована на Олимпиаде-80, затем она служила в пожарной части Ленинграда, и списали ее в 90-х годов.
Правда, сегодня можно увидеть отреставрированную машину в музее.