В апреле прошлого года EС принял пятый пакет сaнкций. Под запретом оказалось критически важное для СПГ-отрасли оборудование. Планы России на развитие этого перспективного направления оказались под угрозой срыва.
На тот момент в стране производилось менее 31 млн тонны СПГ в год. Нарастить мощность, согласно плану, требовалось как минимум до 46 млн тонн к 2025 году. Этот показатель должны были обеспечить строящиеся крупнотоннажные заводы — газпромовский «Балтийский СПГ» (в Усть-Луге) и три производственные линии на плавучих платформах под общим названием «Арктик СПГ-2».
Пессимистичный прогноз
Многие тогда с уверенностью говорили, что проекты заморозят, Россия не сможет развивать отрасль без зaпадных и южнокорейских компаний. Их аргументы понятны. Ведь сaнкции принимались в тот момент, когда Россия находилась в очень сильной зависимости от импортных технологий. Кроме установок, теплообменников и насосов, стране нужны газовозы, без которых СПГ-отрасль будет уничтожена.
Казалось, Россию ждёт катастрофа. Разработка отечественной технологии хоть и велась, но медленно, поскольку выпускать оборудование планировали лишь в 2030 году. Усугубила ситуацию южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, которая расторгла контракт на строительство газовозов для России.
Неудивительно, что многие наши граждане оценили очередной пакет сaнкций как сокрушительный удар по СПГ-отрасли.
Насколько правильным оказался этот вывод, нам ещё предстоит оценить. Однако события прошлого года уже показали, что негативные последствия, мягко говоря, преувеличены. Caнкции не привели к катастрофе, а ускорили импортозамещение. Об этом мы писали ещё в апреле прошлого года:
Положительные изменения начинаются
В конце 2021 года «Росатом» протестировал оборудование для сжижения газа. Это стало возможным благодаря созданному в АО «ОКБМ Африкантов» криогенному стенду. А у «НОВАТЭКа» на момент введения 5-го пакета сaнкций уже работала производственная линия мощностью около 1 млн тонн/год полностью отечественного производства.
Компания не остановилась на достигнутом. 25 мая прошлого года глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон заявил о том, что строительство крупнотоннажных заводов стало возможным. Об этом можно почитать здесь:
Также летом на ПМЭФ он привлёк внимание к вопросу финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), необходимых для создания и развития российских технологий в СПГ-отрасли. Правительство, в свою очередь, увеличило налоговый вычет для НИОКР в июле 2022 г., о чём мы также писали:
Активность в вопросе разработки СПГ-технологий также проявила компания «Газпром». На ПМЭФ-2022 «Газпром» и «Росатом» подписали меморандум о сотрудничестве, который позволит «Газпрому» использовать стенд для испытаний оборудования.
«Газпром» осваивает СПГ, «НОВАТЭК» выходит на новый уровень
К осени, несмотря на уход Linde, «Газпром» смог достроить завод по сжижению в районе станции Портовая, откуда газ шёл в Европу по газопроводу «Севeрный потoк». Также компания строит малотоннажный завод в Татарстане, и запуск второй очереди (мощностью 13 тыс. т/год) ожидается в текущем году.
Госкорпорация, очевидно, достигла больших успехов в малотоннажном производстве. Впереди освоение строительства средне- и крупнотоннажных производственных линий.
«НОВАТЭК» в этом плане ушёл дальше. 4-я линия, выполненная по технологии «Арктический каскад», относится к среднетоннажной (по классификации <2 млн т/год). В декабре стало известно, что мощность этой линии превысила номинальную на 6%: проектное значение составляет 950 тыс. т/год, фактическое — 1 млн тонн/год.
Импортозамещение продолжается…
Сейчас «Росатом» создаёт криогенные теплообменники для крупнотоннажного производства. Отечественное оборудование поставит жирную точку на технологической монополии Зaпада (пока эти теплообменники производит немецая Linde и американская Air Products). Российскими теплообменниками заменят импортные при строительстве таких объектов, как «Арктик СПГ-2».
К слову, сроки реализации этого проекта остаются прежними. Построен первый плавучий завод (мощностью 6,6 млн т/год), который в августе текущего года из Мурманской области отправится к Гыданскому полуострову по Севморпути:
В то же время остаются вопросы по другому проекту «НОВАТЭКа» — «Обскому СПГ», состоящему из трёх производственных линий мощностью 1,6 млн т/год каждая. От технологии «Арктический каскад» тут в своё время отказались из-за некоторых недоработок. На «Обский СПГ» поставили американские газовые турбины. Теперь же к отечественной технологии вернутся, правда, потребуется адаптация проекта к новым позициям.
Ещё для одного крупного объекта отрасли нашлось оборудование российского производства. Газохимический комплекс в Усть-Луге (совместный проект «Газпрома» и «РусГазДобычи»), в состав которого входит мощнейший в Зaпадной Еврoпе СПГ-завод, получит отечественные газотурбинные двигатели вместо японских.
Всё это говорит о том, что темпы импортозамещения в СПГ-отрасли достаточно высокие. Кроме того, в феврале отличилась «Уральская Сталь», представившая инновационные стали, обладающие улучшенными характеристиками и способные вытеснить зарубежные образцы. Их можно будет применять для создания ёмкостей под хранение СПГ.
Выводы:
СПГ-отрасль в России не рухнула. Во-первых, к концу 2022 года страна вышла на новый показатель — 32,5 млн т/год, увеличив объём на 8,1% по сравнению с 2021 г. Во-вторых, заложен мощный фундамент последующего развития. Отечественные технологии по-прежнему создаются и доводятся до ума, поэтому строительство крупнотоннажных линий, работающих на оборудовании российского производства, лишь вопрос времени.
Кто-то наверняка возразит: «Перевозить СПГ всё равно не получится, потому что газовозов в стране не строится». Но дело в том, что и это не проблема. Это задача. И работа над созданием первого отечественного газовоза уже ведётся:
Тут, вероятно, снова кто-то вставит свои пять копеек, напомнив очевидную вещь: «На это нужно время».
Действительно, разработка и строительство танкера — дело не быстрое. Однако российские учёные нашли решение и на этот раз. В Тюмени предложили эффективный способ транспортировки газа: «голубое топливо» можно перевозить в твёрдых гранулах — в виде газового гидрата (вещество напоминает лёд). Строить производственные мощности с нуля при этом не потребуется, потому что подойдёт готовая инфраструктура сжижения, которую нужно будет только доработать.
Таким образом, Россия движется в правильном направлении. Отрасль продолжит развиваться, а объём производимого СПГ — расти. Вопросы транспортировки, поиска рынков сбыта и замены импортных позиций на отечественные будут решаться попутно.
Спасибо, что читаете!
Мы создаём контент именно для вас. Если вам нравится, что мы делаем, — поддержите канал лайком, комментарием и подпишитесь.