Найти в Дзене
7Дней.ru

Отрывистость, плавность и «эффект мыльной оперы»: почему фильмы снимают со скоростью 24 кадра в секунду

Оглавление

Разбираемся в одной из главных дилемм современных кинематографистов.

   «Фабельманы» (2022), реж. Стивен Спилберг Кадр из фильма
«Фабельманы» (2022), реж. Стивен Спилберг Кадр из фильма

Вероятно, вы могли слышать фразу: «Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду». Ее произносит Мишель Сюбор в роли Бруно Форестье в фильме «Маленький солдат» Жана-Люка Годара. Откуда появилось это выражение и почему именно 24, а не 10, 15 или и вовсе 100? Давайте разбираться.

Что означает кадровая частота?

   «Нетерпимость» (1916) реж. Дэвид Уорк Гриффит Кадр из фильма
«Нетерпимость» (1916) реж. Дэвид Уорк Гриффит Кадр из фильма

Кадровая частота, она же фреймрейт или FPS — это количество кадров, которые сменяют друг друга на экране за секунду. Ученые выяснили, что человеческий мозг способен воспринимать по-отдельности 10-12 изображений за это время. Поэтому кинематографисты ускорили частоту смены кадров, чтобы появилась иллюзия непрерывного движения.

Вспомните эпоху немого кино — тогда фильмы выглядели неестественно, а движения в кадре могли казаться быстрыми и отрывистыми. Дело в том, что на заре кинематографа о качестве изображения задумывались немногие. Фильмы в основном крутили со скоростью от 16 до 24 кадров в секунду. А так как проектором управлял киномеханик, темп ленты мог меняться в зависимости от того, насколько динамичной должна была быть та или иная сцена. Считалось, что указанный выше фреймрейт был наиболее подходящим для того, чтобы зритель поверил в показанное на экранах, а создатели фильмов не разорились на покупке дорогостоящей кинопленки.

   «Певец джаза» (1927), реж. Алан Кросленд Кадр из фильма
«Певец джаза» (1927), реж. Алан Кросленд Кадр из фильма

Все изменилось в 1927 году, с выходом первой полнометражной картины с репликами и синхронизированной музыкальной партитурой «Певец джаза». Тогда была установлена стандартная кадровая частота — 24 кадра в секунду, которая позволяла сохранить одинаковую частоту звука, относительную плавность движения в кадре, а заодно не выходила за рамки технических и финансовых ограничений.

Существует только 24-кадровый формат?

   «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012), реж. Питер Джексон Кадр из фильма
«Хоббит: Нежданное путешествие» (2012), реж. Питер Джексон Кадр из фильма

24 FPS — стандарт для кинематографа, однако далеко не все режиссеры хотят ему следовать. Еще изобретатель кинетоскопа Томас Эдисон выступал за частоту в 46 кадров в секунду, поскольку считал, что именно она позволяет сделать изображение на экране более четким и менее утомляет человеческий глаз.

В 21 веке Голливуд начал осваивать HFR (High Frame Rate), то есть технологию ускоренной съемки в 48, 60 или более FPS. Наиболее ярким примером ее использования стала трилогия Питера Джексона «Хоббит». Режиссер представил франшизу в формате 3D с частотой в 48 кадров в секунду, но, вопреки ожиданиям, вызвал множество негативных отзывов у зрителей. Оказалось, человек настолько привык к слегка «мерцающему», размытому изображению на экране, что повышенная четкость и детализация картинки вызывала у него дискомфорт. Кинокритики посчитали, что плотность видеоряда придала лентам «болезненный блеск фальши». Многие жаловались на то, что мир Средиземья утратил свое магическое киноволшебство и больше был похож на спектакль или дешевую «мыльную оперу» — хоббиты, гномы и другие его обитатели стали выглядеть слишком искусственно, природные пейзажи больше напоминали «цифровые задники», а актеры казались чрезмерно загримированными. С другой стороны, те, кто уже сумел оценить визуальную революцию Джексона и пересмотреть ленты со стандартной частотой, жаловались на нехватку «чистой» картинки.

Следующим после Джексона эстафету по HFR перехватил Энг Ли. Его «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» стал первым в истории фильмом, снятым в формате 120 кадров в секунду. Несмотря на то, что постановщик постарался учесть претензии, предъявленные его коллеге, лента все равно провалилась в прокате. Фильм обвиняли в сверхреалистичности, которая не позволяла «поверить» происходящему на экране.

   «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» (2016), реж. Энг Ли Кадр из фильма
«Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» (2016), реж. Энг Ли Кадр из фильма

Еще одним сторонником высокочастотного кино выступает Джеймс Кэмерон. После выпуска первого «Аватара» он пришел к выводу, что фильмы в формате 24 FPS, показанные в 3D, негативно влияют на восприятие зрителя. «Если 3D-кино стало окном в реальность, то HFR избавляет нас от стекла в нем», — заявлял он на форуме CinemaCon в Лас-Вегасе и подчеркивал, что вторую часть франшизы будет снимать со скоростью 48 кадров в секунду.

«Аватар: Путь воды» Кэмерон снимал более десяти лет, восемь раз перенося дату премьеры. В итоге ленту показали в мировом прокате в декабре 2022 года, она стала четвертым самым кассовым фильмом в истории кинематографа. В ней постановщик объединил форматы: динамичные сцены, особенно под водой, он снимал на повышенной частоте кадров, а статичные — на стандартной. Как итог, визуальную сторону ленты критики назвали «ошеломляющей» и максимально приближенной к виртуальной реальности.

   «Аватар: Путь воды» (2022), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
«Аватар: Путь воды» (2022), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма

И все же споры относительно того, с какой скоростью должно сниматься кино, не утихают. Одни утверждают, что за высокой кадровой частотой – будущее. Другие говорят, что не все нововведения работают так, как хотелось бы. Ясно одно: технологии совершенствуются, а значит — изменений в любом случае не избежать. Какими они будут — время покажет.