Не знаю, то ли нашей школе так повезло с учительницей биологии, то ли всюду так было. Не у кого теперь расспрашивать, разве что только у своих ровесников. Но расскажу сначала как было у нас, в самой простенькой провинциальной школе города Торжка Тверской области (ранее Калининской). Кабинеты в советских школах были профильными, также, как и сейчас. Мы ходили из класса в класс к своим учителям-предметникам.
Вспоминаю Тамару Петровну, учительницу биологии, ботаники, заведующую самым зелёным кабинетом школы. Тут всегда было лето. Входишь в кабинет, словно в оранжерею. Множество домашних цветов на шкафах, полках, и даже на маленьких полочках на стенах. В те годы было много в классах традесканций, которые свисали со стен длинными пышными плетями чуть ли не до пола.
В нашем кабинете биологии был ещё и аквариум с рыбками. Он нравился всем детям. Потому что в те годы не многие могли себе позволить аквариум дома. А в школе – пожалуйста, наблюдай сколько хочешь. Рыб, правда, там держали самых простецких, живучих, вроде гуппи.
Тамара Петровна доверяла на перемене поливать цветы самым аккуратным ученикам класса. Раскидистые папоротники, «берёзки», финиковые пальмы, гибискус и множество других горшечных, в основном не цветущие, а декоративные, для озеленения.
Но особое внимание детей привлекал небольшой террариум с черепашками. Сухопутные питомцы сидели в сухом аквариуме среди листов капусты и дремали.
На лето Тамара Петровна отдавала двух черепашек нам с сестрой, потому что мы были ответственными и жили рядом со школой. Помню, как мы всё лето выносили черепах на полянку и следили за ними, как они едят траву, бегают довольно шустро и греются на солнышке. Думаю, что после долгого сидения весь учебный год в террариуме, для них такие каникулы у нас были раем…
Большой интерес вызывали альбомы с гербариями, сделанные учениками. Мы впоследствии тоже сушили летом цветы и травы, но это были не такие большие и серьёзные работы, как представленные образцы в кабинете.
Но больше всего я любила работать в небольшой застеклённой отапливаемой теплице около школы. Она тоже была в ведении заботливой Тамары Петровны. Там, начиная с ранней весны мы трудились небольшими подгруппами во время уроков биологии.
Множество комнатных цветов, а также небольшими рядами редис, зелень росли рядочками на стеллажах. Это давало нам возможность иметь представление об овощах и приобрести самые элементарные навыки ухода за ними. Один запах теплицы завораживал! Когда на улице ещё белел снежок, в теплице было по-летнему тепло, зелено и ярко!
Мы пропалывали растения, рыхлили их и поливали из маленьких лёгких леечек. Вода в теплицу, конечно, была подведена.
Такие счастливые воспоминания! Думаю, что в те годы не у всех городских детей были дачи и тем более такие теплицы. Разве что в деревнях у бабушек. А у меня не было родни в деревне, о чём я всегда сожалела. Поэтому попасть в число счастливчиков на работу в теплицу для меня было настоящим везением.
Наверное, Тамара Петровна видела мои молящие глаза, и практически всегда отправляла меня туда во время урока ботаники весной. Я училась отлично, и учительница знала, что я подготовлюсь к следующему уроку самостоятельно по учебнику.
Впоследствии теплица пришла в негодность, её не стало. Насколько я знаю, в других школах города тоже давно нет теплиц. Директора школ не желают обременять и без того тяжёлую и ответственную работу учителей и администрации школы теплицами. Хлопотно это, недёшево, и хулиганы могут побить стёкла теплицы, причём хулиганы с этой же школы… А жаль…
Ко всем этим воспоминаниям необходимо добавить и профессионализм нашей учительницы. Это я сейчас так выражаюсь, чтобы подчеркнуть её главные качества, как педагога. А раньше мы её просто обожали. И всё. Потому что на уроках было интересно, а сама она была доброй, умела увлечь нас материалом урока, и мы старались.
В летние каникулы мы к тому же отрабатывали практику на школьном огородике: ухаживали за цветниками, грядочками с морковью, кустами смородины. Можно было отработать дни практики в любое удобное для ученика летнее время. И этим тоже заведовала Тамара Петровна. В то время, когда она была в отпуске, за практикантами присматривали другие учителя. Работали пару часов в день около недели, точно не помню. В удовольствие.
Интересно, а как было в школах других регионов? Откликнитесь, ученики 60-70-х годов! Напишите о вашей школе в комментариях.
Всем спасибо!
ЛАЙКОМ, откликами и ПОДПИСКОЙ вы поддерживаете автора. Спасибо! Поделитесь рассказом с друзьями в соцсетях, пожалуйста!
До новых встреч!