Найти тему
Бегущий по кинолезвию

Фильм-катастрофа «2012» и катастрофы наших дней

Смотреть фильмы-катастрофы хорошо в спокойные времена. Когда же в мире грохочут взрывы, миллионы людей стали беженцами и произошло большое землетрясение, хочется иного кино.

И всё же, экранные катастрофы, показывающие, как разрушается привычная жизнь людей и как они справляются с бедами, могут, хотя бы отчасти, успокоить.

Таков фильм-катастрофа «2012» Роланда Эммериха, вышедший на экраны в 2009 году. Мир должен погибнуть от землетрясения. Но не весь. Для «лучших представителей человечества» в Китае приготовлены огромные ковчеги, цель которых отправиться в океан и спасти человечество как вид.

Таков нехитрый сюжет и грандиозные до абсурда съемки. Впрочем, когда видишь ужасные кадры падающих домов в Турции и разрушенные землетрясением турецкие кварталы, кадры «2012» кажутся менее абсурдными.

Вот, интересный вопрос – допустимо ли с спасать часть человечества, зная, что огромная часть его погибнет? Делая это в тайне? Да к тому же ещё, продавая билеты на спасение для миллиардеров? А возможен ли вообще другой выход?

И всё же, кадры разрушения государств, которые кажутся незыблемыми в своей мощи, убедительны. Президент США, достойно себя ведущий, гибнущий от гигантского цунами под обломками авианосца «Дж. Ф. Кеннеди» вместе с гражданами своей страны – яркий символ крушения могучей державы. Вот уж что надо посмотреть в нашей России всем обожателям государственной мощи.

Но фильм-катастрофа никогда не мыслим без яркий персонажей. И здесь это Джон Кьюсак, играющий Джексона Кёртиса, находчивого писателя-фантаста, который подрабатывает водителем лимузина у русского олигарха Юрия Карпова. В карикатурном, но тем не менее, убедительном исполнении Златко Бурича.

Джон Кьюсак в фильме "2012"
Джон Кьюсак в фильме "2012"

Он чем-то смахивает на Усманова, когда он объяснял по телевизору, что «живёт в счастье». Образ, конечно, собирательный, но, тем не менее, типаж, интересный тем, как представляли себе на Западе в конце разгульных путинских «нулевых» русского олигарха.

Златко Бурич в фильме "2012"
Златко Бурич в фильме "2012"

И, наконец, конспиролога, радиоведущего, пророка конца света Чарли Фроста сыграл Вуди Харрельсон с обычным для него безумным блеском глаз, в которых тлеет искра сумасшествия. Между прочим, он во всём оказался прав и насладился напоследок взрывом вулкана в Йеллоустоуне.

Вуди Харрельсон в фильме "2012"
Вуди Харрельсон в фильме "2012"

Конец в фильме «2012» так сказать, «хороший», насколько вообще может считаться хорошим конец в фильме, где гибнут люди и происходят массовые разрушения. Тем не менее, напасти уходят и человечество получает шанс на спасение. Зритель, посмотревший этот фильм, уходит удовлетворенным.

Возвращение к реальности не может доставить удовольствия: побоище в Украине, землетрясение в Турции и Сирии. И тем не менее, есть в таких голливудских фильмах одна хорошая черта – счастливый конец. Через какие бы ужасы не прошли герои. И зритель невольно думает, что и в жизни будет так же.

Поэтому, посмотрите «2012». Фильм о катастрофе во время катастрофы. Со счастливым концом.