О книге «Путь небес» Криса Райта можно говорить бесконечно. Смаковать интересные подробности. Обсуждать мотивацию персонажей. Указывать на ляпы вроде серых глаз примарха Льва.
В романе «Путь небес» рассказывается о том, как Белые Шрамы отбивали Калиевые Врата, противостоя Детям Императора, а впоследствии еще и Гвардии Смерти. Именно в этой книге случится самый драматический эпизод с участием Есугэя, но это будет уже ближе к финалу. V легион в силу своей боевой доктрины перешел практически на партизанскую войну. Но ему пришлось противостоять сразу нескольким легионам в одиночку, к тому же часть Шрамов — сагъяр мазан — сражались отдельно, искупая попытку перейти на сторону Хоруса.
Что такое Калиевые Врата?
Выход в варп. Если вкратце. Если поподробнее — гигантское сооружение эпохи ТЭТ, усиленное и достроенное Империумом. А если уж совсем подробно, то там велись очень интересные исследования, которые и заинтересовали V легион.
В романе мы встретим не только полюбившихся героев «Шрамов», но и Хоруса, а также Эйдолона, Мортариона и других известных и нет членов III и XIV легионов. Начинается он, кстати, с эпизода на корабле Детей Императора. Интерес представляют также смертные персонажи. Вот капитан Кульба. Если бы не Ересь, это был бы неплохой специалист и, может быть, неплохой человек. Ее попытка возражать Шрамам даже вызвала у них уважение — правда, летальное для Кульбы. Но у нее есть недостаток: ей все равно, кому служить. Рано или поздно жизнь спрашивает даже за тот выбор, который ты не сделал. А вот навигаторы. Их в какой-то мере оберегает их статус: они слишком ценны, чтобы их казнить. Поэтому навигатор может себе позволить быть оппортунистом, шарахающимся от Хоруса к Императору и наоборот.
Также мы увидим и одинокого тысячника-лоялиста Ревюэля Арвиду.
Вообще романы «Шрамы» и «Путь небес» Криса Райта — это вторая в Ереси попытка описать легион с ярко выраженной этнической культурой. Впрочем, у V легиона культура получилась скорее полиэтническая. Так, несмотря на общие монгольские корни, некоторые Шрамы носят китайские имена и пользуются китайским оружием. Цинь Са, я смотрю на твой паспорт. Шибан, я смотрю на твою гуань дао. Кстати, представить гуань дао в качестве силового оружия еще сложнее, чем глефу, но… лишь бы не цепная. Райт обошел молчанием момент, где в гуань дао силовая установка и является ли ее рукоять разъемной. Впрочем, у кого-то из Шрамов имелось и японское оружие…
Могли бы своей Сы и нагинату справить.
Понятно, что эпизоды с участием Шрамов для меня были самыми интересными. Очень зацепила история Шибана, который из-за аугметики утратил часть подвижности и тяжело переживал неудачу в сражении с Дитятей Императора. Очень трогательными были их отношения с Ильей Раваллион, особенно ее дружба с Есугэем. Райт тонко описал ее старение и переживания из-за этого.
Но не менее интересны в романе Дети Императора. В фандоме у слаанешитов репутация бездельников, жаждущих только удовольствий. Однако они гораздо глубже. Эти существа заняты тем, что переделывают реальность согласно заветам Темного Принца. Начинают с себя и своих кораблей: переносят множественные операции, добиваются невероятного совершенства в фехтовании, устраивают невообразимые празднества и украшения. Затем принимаются за слуг: зашивают им рты и уши, потом выращивают в чанах странных мутантов, которые только и могут выжить на их новых кораблях… В «Мортисе» мы увидим, как это преобразование реальности по Слаанеш перенесется на саму Терру. Любопытно, что культисты не видят, что их новая реальность нежизнеспособна и уродлива, она кажется им восхитительной. Впрочем, Мортарион идет по тому же пути, а в другом романе то же самое было с тзинчитом-тысячником.
Не так ли и реальные люди, выстраивая несправедливые и вредные отношения и общественные институты, верят и доказывают, что только это и правильно?
Меж тем трансформации коснулись и самого Хоруса. Они тоже уродливы и устрашающи — и являются предметом спеси. Мортарион замечает, что Хорус жаждет абсолютной власти и уже приблизился к ней, но Хорус по-прежнему лицемерно называет его братом и притворяется любящим родственником.
В финале Хан встречается с Руссом. Тот упрекает его за туманность Алаксес, но не атакует, так как видит, что Хан тяжело ранен. Это ценный эпизод — особенно для тех, кто все еще видит в Руссе агрессивного варвара.
Кому понравится эта книга: тем, кому нравятся Шрамы; тем, кому интересны хаоситы и их подход к жизни; тем, кто любит интересные боевки; тем, кто любит читать про технические чудеса и достижения; ценителям эмоциональных эпизодов.
Кому не понравится: возможно, тем, кто является поклонником других легионов.