Найти в Дзене

«Дерево — очень теплый материал» — с чего начать в профессии, рассказывают резчики по дереву

Оглавление

В 1890 году на одном из склонов Уральских гор археологи нашли Большого Шигирского идола. Это деревянная фигура, возраст которой примерно 12 000 лет. Ученые относят находку к эпохе мезолита, называют самой древней работой, вырезанной человеком из дерева, и считают отправной точкой в резном деле. Сейчас на идола можно посмотреть в краеведческом музее Екатеринбурга — ему посвящена отдельная экспозиция.

Идолопоклонничество и обрядовость со временем исчезли, и из дерева начали делать посуду — ковши, черпаки, ложки, — а также предметы быта — прялки, веретёна, ларцы, гребни, мебель и многое другое. В XVI веке появились первые мастерские, где работали искусные мастера-резчики, которые украшали резьбой царские дворцы, усадьбы, храмы и соборы. К XIX веку «мода» на художественную резьбу по дереву дошла до крестьянских изб.

Сегодня резьба и деревянные изделия вновь популярны и спрос на мастеров растет. Мы поговорили с тремя выпускниками наших курсов «Резчик по дереву» и «Скульптурная резьба по дереву» — Анастасией Магатаевой, Марией Орловой и Дмитрием Басистым — и узнали, почему они занялись именно этим ремеслом, с каким материалом работают и как прошло их обучение в Академии.

Почему вы выбрали резьбу по дереву?

Анастасия Магатаева: Хотелось получить прикладную специальность, а работа с деревом для меня, как продолжение природы в новой форме. Дерево привлекает своей экологичностью, пластичностью и доступностью материала. Кроме того, для резьбы необязательно, во всяком случае на начальном этапе, наличие своей мастерской. Считаю, что это мобильная профессия, — для меня это было важно.

Мария Орлова: Дедушка, которого я не застала, когда-то своими руками построил наш дом — и тепло этого дома навсегда со мной. Дерево — очень теплый материал, и работать с ним для меня некое таинство.

Дмитрий Басистый: Идею научиться деревянной резьбе я вынашивал давно. Полагаю, она сформировалась под впечатлением от деревянных резных изделий, которые меня окружают дома, и которые я привозил из поездок по Азии, Африке, Европе и Америке.

Какие ставили цели на обучение и как оцениваете результат?

А.М.: Перед учебой я изучила различные техники и работы известных мастеров. Когда пришла в Русскую Академию ремесел, уже точно знала, что мне интересна миниатюрная резьба и скульптура из дерева. Мне повезло с мастером — Анной Николаевной Дарбиньян. Она прирожденный педагог и, кроме индивидуального подхода к каждому ученику, умеет тактично и грамотно направить вашу работу, при этом практически не касаясь ее. Вы делаете все сами от начала и до конца, что придает уверенности в собственных силах.

Свой проект kingfisherwood.ru я запланировала еще до обучения и размышляла, что же выйдет из моей работы с деревом. Так как у меня высшее художественное образование в области графики и рекламы — преподнести проект и придумать стиль оказалось легко. Сложнее было ответить на вопросы: «Для кого эти работы?», «Какую отдачу я хочу получить от моей работы?». Сейчас концепт проекта полностью соотносится с моим мировоззрением, а главная его идея в слогане: «Тепло и свет дерева».

-2

М.О.: Я пришла на курс резчиков по дереву без опыта и хотела узнать свои возможности. Анна Николаевна в сжатые сроки дала мне столько полезной информации, что мне до сих пор ее хватает, чтобы развиваться в творчестве. Я не сразу правильно держала нож и не видела объем картинки, но мастер терпеливо меня поддерживала и направляла.

В начале обучения я придумала амбициозный проект — полутораметровое навершие на шкаф в стиле барокко. Преподаватель помогла мне с эскизом: в центр навершия мы поместили барочную ракушку, а по низу проходила жемчужная нить. Сокурсник мне нашел и купил доску липы нужной толщины. Сейчас это навершие украшает мой шкаф.

Мария Орлова. Навершие на шкаф из липы. Фото автора
Мария Орлова. Навершие на шкаф из липы. Фото автора

Д.Б.: Мои попытки пойти по пути самообучения — чтение специальной литературы и просмотр видеоуроков — показались мне неэффективными и долгими. Поэтому я задался реальной целью — получить практические навыки под руководством опытного мастера. Думаю, этой цели я достиг.

Коммерческого проекта у меня не было и нет: я занимался на курсах исключительно для самореализации и удовольствия. И сейчас резьба по дереву — мое хобби.

С каким деревом работаете и почему?

А.М.: Я работаю только с ценными и драгоценными породами древесины. Ценные породы: граб, орех, дуб, можжевельник. Драгоценными считаются породы красного дерева: падук, амарант, палисандр и другие. У них большое разнообразие цвета и текстур.

В изделиях практически не использую тонировку, так как древесина сама по себе цветная. Ценные породы чаще всего твердые, что позволяет делать более точную и мелкую деталировку. Это важно для миниатюрной резьбы.

М.О.: С мягкой и нежной липой. У меня есть липа красноватого оттенка с богатым, почти тигровым, узором и есть белая.

Д.Б.: Пока что работаю исключительно с липой. В ближайшее время заниматься резьбой по другим породам дерева не планирую: тема липы еще не исчерпана. В этом нет потребности, и я не готов собирать инструмент под другую древесину.

Дмитрий Басистый. Деревянная подставка из липы. Фото автора
Дмитрий Басистый. Деревянная подставка из липы. Фото автора

Кто ваши покупатели? Есть ли сложности в изготовлении и продаже изделий сейчас?

А.М.: Я ориентируюсь на большой круг потребителей. Сейчас не работаю на заказ, но часто дополняю уже существующие коллекции — стараюсь расширять ассортимент магазина. Например, мое ноу-хау — светодиодные светильники из можжевельника — такой ароматный арт-объект для интерьера. Дерево отличается тем, что это прекрасный природный материал, который подходит любому человеку.

Я очень редко делаю повторы своих работ, с одной стороны, потому что мне хочется передать как можно больше форм и характеров, а с другой, потому что ручная работа и подразумевает уникальность предмета.

Сложности в изготовлении возникают, когда мне нужно много места для резьбы крупных изделий. Но эта проблема решится с появлением собственной мастерской. С продажей сложностей нет: есть маркеты, на которые приглашают handmade-мастеров, социальные сети и сайт. В остальном все зависит от продуктивности и стремления.

М.О.: Я — театральный работник, куратор, иногда ассистент режиссёра и занимаюсь деревянной резьбой, когда этого требует душа. У меня не было иллюзий по поводу моих работ. Каждый проект — наивная и необычная история, воплощенная в дереве. Фотографии изделий публикую в личном аккаунте @renaissance_party. Пока что я не ставлю своей главной задачей их распространение, еще многому предстоит научиться. Но уже сейчас я нашла талантливых резчиков по всему миру и слежу за их творчеством.

Покупатели, трепетно относящиеся к изделиям из дерева, есть. В 2022 году неожиданно пришел заказ из Греции — заказчик захотел табличку с русалкой на фасад своего дома. Я вдохновляюсь образами алхимиков эпохи Средневековья и Возрождения, и мои знакомые, которым нравится этот стиль, покупают у меня шкатулки. Со временем надеюсь найти свою аудиторию.

Как на вашу деятельность реагируют незнакомые и близкие люди?

А.М.: Многие воспринимают резьбу по дереву шаблонно: думают, что это или нечто монументальное, или народное творчество. Но при более содержательной беседе им открывается тонкая, отчасти ювелирная грань этого искусства.

М.О.: Обычно люди не ожидают такого от девушки, поэтому удивляются. Но многие спрашивают о породах дерева, инструментах и самой работе — я понемногу рассказываю. Мне кажется, сначала близкие не поняли, зачем я этим занимаюсь. Но когда появились первые успехи и законченные работы, вопросы отпали сами собой. Сейчас родные и друзья рады, что я нашла дело своей жизни.

Д.Б.: Незнакомые люди и прохожие не догадываются, что я — резчик по дереву, потому что моя внешность и поведение не сильно изменились с момента занятий резьбой. Конечно, я шучу.

Есть две составляющие этой деятельности: процесс и результат. Мои работы, они же результат, близкие и друзья воспринимают с интересом. Что до процесса — здесь есть определенная напряженность в вопросах работы с деревом дома и времени на дальнейшее обучение и творчество.

Дмитрий Басистый. Деревянное панно из липы. Фото автора
Дмитрий Басистый. Деревянное панно из липы. Фото автора

Из чего складывается цена на изделие? Какие продаются лучше?

А.М.: Цена изделия складывается из цены древесины, затрат на расходные материалы, финишную обработку, упаковку, рекламу и времени на саму резьбу. На вопрос о популярности не отвечу, потому что у меня довольно широкий диапазон цен и предметов. Я вижу, что каждый находит что-то свое. Моя личная любовь — лесная природа, дикие звери и птицы.

Анастасия Магатаева. Лис настороже. Падук. Фото автора
Анастасия Магатаева. Лис настороже. Падук. Фото автора

М.О.: Цена формируется из затраченных на изделие часов работы и стоимости материалов. Липа — не очень дорогой материал, хотя невероятно красивый, а, например, эпоксидная смола существенно влияет на цену.

У моей маленькой аудитории популярны шкатулки с ветхозаветными ангелами. Когда я увлеклась вырезанием ангелических образов, то увидела, что серафимы популярны в дереве, металле и дизайне одежды. Это было неожиданно — мне казалось, что я взяла эту идею из головы.

Д.Б.: Сейчас у меня всего лишь три работы, и пока не очень высокого качества. Я их не продаю и никому не дарю — все находятся в домашней коллекции. Я говорил, что коммерческой цели не преследую — делаю для души.

Что посоветуете тем, кто только начинает осваивать профессию «Резчик по дереву»?

А.М.: Это огромный мир, в котором каждый найдет массу интересного в обработке дерева. Смотрите на изделия мастеров прошлого и настоящего времени и продолжайте работать в выбранном вами направлении.

М.О.: Не бойтесь пробовать новые формы творчества. А еще доверьтесь опытному наставнику и приготовьте лейкопластырь.

Д.Б.: Как в любом ремесле, наберитесь терпения и стоически переносите неудачи и огрехи, которые могут вас сопровождать в начале пути. При регулярных занятиях ваша выучка, качество и ценность работ будет неуклонно расти. Удачи!

Мария Орлова. Резная шкатулка из липы «Серафимы», вид сверху. Фото автора
Мария Орлова. Резная шкатулка из липы «Серафимы», вид сверху. Фото автора

Статья Русской Академии Ремёсел.

#резчик по дереву #художественная резьба по дереву #скульптурная резьба по дереву #профессия резчик по дереву,