Найти тему
ПоУшиВКино

“Крушение” (2022): Остров, самолёт, дедушка

Оглавление

“Крушение” (Plane) французского режиссёра Жана-Франсуа Рише (Jean-François Richet) больше вызывает вопросы, чем однозначное принятие. Самыми заметными работами Рише являются криминальные драмы “Враг государства №1” (L'instinct de mort) с Венсаном Касселем в главной роли, “Нападение на 13-й участок” (Assault on Precinct 13) c Итаном Хоуком в главной роли и лёгкая милая мелодрама “Этот неловкий момент” (Un moment d'égarement), где компанию Касселю составил не менее привлекательный Франсуа Клюзе.

Сюжет фильма Plane

Постер к боевику Plane (2022)
Постер к боевику Plane (2022)

Брейди Торранс является командиром самолёта второсортной авиакомпании TrailBlazer. Ему выпадает несчастливый рейс на Токио – самолёт наполняется всего на 10% и погодные условия идут против экипажа. Самолёт проводит в воздухе всего 13 минут, когда из-за грозы отказывают радар, навигация, счётчики и связь.

Торрансу удаётся совершить аварийную посадку без крушения на маленький остров в архипелаге Южно-китайского моря. Но возникает проблема, как именно отсюда выбраться, если нет связи с внешним миром. Торрансу как самому главному в экипаже нужно принять важное решение.

Плюсы и минусы

Как боевик фильм получился хорошим. Он показывает и напряжённое действие, и наполнен опасными ситуациями на каждом шагу, в нём есть однозначно плохие и очень хорошие действующие лица, поэтому моральных трудностей не возникнет, за кого переживать.

Но, с другой стороны, вспомним цитату из “Фабельманов”, когда Джон Форд научил юного Сэма: “Горизонт высоко – это хорошо и интересно, горизонт низко – это хорошо и интересно. Горизонт посередине – это скучно”. Говоря о фильме “Крушение”, к сожалению, его горизонт находится точно по центру художественной композиции. В эпоху накачанных киногероев этот сюжет стал бы одним из неплохих примеров в ряду себе подобных, но сейчас он выглядит поверхностным. Потому, если кому-то нравятся боевики просто как способ посмотреть динамичное кино, этот фильм понравится. Но если нравится наличие драмы, развитие отношений, то стоит эту новинку пропустить. Это совсем не “Скала” и не “Без лица”. Это даже на Жана-Франсуа Рише отбрасывает вопросительную тень. Его вышеназванные работы вполне себе стоящие внимания, а эта выглядит как отписка на скорую руку.

Может показаться странным, что я поставила высокую оценку, но по большей части ругаю фильм. На самом деле, он стоит той семёрки, которую я поставила именно из-за добротности, с которой он сделан. По сути, этот фильм призван показать врождённое мастерство специалиста. Брейди Торранс списан из элитных капитанов экипажа во второсортную авиакомпанию из-за инцидента, связанного с пассажиром-дебоширом, куда непосредственно вмешался Торранс. Тем не менее он работает так, словно продолжает осуществлять элитные перелёты. Он знает, как себя вести в экстренной ситуации, принимает решения на месте, стараясь не сеять паники среди пассажиров, он не теряет самообладания, когда на него возлагают ответственность за жизнь почти двадцати человек, а самолёт с отключенной электроникой при этом стоит на пляже.

В фильме неплохая операторская работа, натурально созданы условия для погружения в тревожную ситуацию, здесь очень бодрый монтаж, который не даёт заскучать во время ничего не значащих картинок (в принципе их тут нет, тут вполне лаконично умудряются высказываться по ситуации).

И потом – это всё же появление в главной роли Джерарда Батлера, чья творческая активность значительно снизилась за последние шесть лет. И сейчас он уже не тот симпатичный шотландец, каким был в “Кориолане”, “300 Спартанцах” или в “П.С. Я Люблю тебя”. В 2017 году актёр попал в аварию на своём мотоцикле, и эта травма не стала единственной. В 2018 году он проходил лечение от дивертикулита, также боролся с алкогольной зависимостью. Всё это повлияло на его внешность пагубно, что сильно заметно в кадре.

Те фильмы, что выходили в прокат, были приняты сдержанно и забывались быстро. Скорее это были промежуточные проекты для набора силы перед его дальнейшими планами. В его графике числятся (один вот-вот выйдет, те, которые, наверное, уже маловероятны, но могли бы стать интересными):

  • “Беглец” (Kandahar), в котором Батлер продолжает сотрудничать с режиссёром Риком Романом Воном (Ric Roman Waugh). До этого были “Падение ангела” (Angel Has Fallen) и “Гренландия” (Greenland). По сюжету оперативник ЦРУ и его переводчик совершают побег из Афганистана, после того, как была разоблачена их секретная миссия. Этот американский фильм вошёл в список тех, которые снимаются в Саудовской Аравии, в 20е годы это Королевство стали популяризировать в кинематографе. Это: “Воин пустыни” (Desert Warrior) Руперта Уайатта, “Виолончель” (Cello) Даррена Линн Боусмана с Джереми Айронсом в главной роли, “По наклонной” (Cherry) Энтони и Джо Руссо. Премьера "Беглеца" назначена пока на конец мая 2023 года, через месяц после премьеры The Covenant Гая Ричи. Сюжеты у фильмов в чём-то пересекаются, но у Ричи есть однозначный козырь в рукаве – это молодой актёр в главной роли, а у режиссёра "Беглеца" Рика Романа Вона (Ric Roman Waugh) – потерявший лоск Джерард Батлер;
  • “Неприкасаемые: Становление Капоне” (The Untouchables: Capone Rising), в котором режиссёром закреплён Брайан Де Пальма. Этот проект, правда, уже давно находится в подвешенном состоянии, неизвестно, когда он сдвинется с застывшей точки. На данный момент сюжет такой: жуликоватый ирландский полицейский, не отличающийся от любого другого копа в Чикаго, однажды начинает ощущать муки совести. Он увидел уровень насилия и преступности, который Аль Капоне, король преступного мира, приносит в город. И ему захотелось очистить город от этого зла;
  • “Динамо” (Dynamo). Этот проект был пышно объявлен в 2012 или 2013 году, но до сегодняшнего дня так и не произошло существенных изменений. Джерард Батлер заявил, что является болельщиком киевского футбольного клуба “Динамо” и для него честь сыграть роль в фильме, основанном на реальной истории. Сюжет фильма "Динамо" основан на знаменательном футбольном матче, который состоялся между украинской футбольной командой и их нацистскими захватчиками во время Второй мировой войны. Батлер должен был сыграть главную роль Николая Трусевича, звёздного вратаря, который был реальным лидером своей команды и, в конечном счёте, вдохновил весь пострадавший город Киев.

Если оценивать этот фильм с точки зрения драматургии, то её тут нет, он полый и бессмысленный, как сувенир, который покупаешь лишь для того, чтобы один раз открыть, но потом с ним просто нечего делать. К сожалению, у боевика нет эффекта раскрытия при каждом новом просмотре. Но на один раз он вполне подходит.