“Крушение” (Plane) французского режиссёра Жана-Франсуа Рише (Jean-François Richet) больше вызывает вопросы, чем однозначное принятие. Самыми заметными работами Рише являются криминальные драмы “Враг государства №1” (L'instinct de mort) с Венсаном Касселем в главной роли, “Нападение на 13-й участок” (Assault on Precinct 13) c Итаном Хоуком в главной роли и лёгкая милая мелодрама “Этот неловкий момент” (Un moment d'égarement), где компанию Касселю составил не менее привлекательный Франсуа Клюзе.
Сюжет фильма Plane
Брейди Торранс является командиром самолёта второсортной авиакомпании TrailBlazer. Ему выпадает несчастливый рейс на Токио – самолёт наполняется всего на 10% и погодные условия идут против экипажа. Самолёт проводит в воздухе всего 13 минут, когда из-за грозы отказывают радар, навигация, счётчики и связь.
Торрансу удаётся совершить аварийную посадку без крушения на маленький остров в архипелаге Южно-китайского моря. Но возникает проблема, как именно отсюда выбраться, если нет связи с внешним миром. Торрансу как самому главному в экипаже нужно принять важное решение.
Плюсы и минусы
Как боевик фильм получился хорошим. Он показывает и напряжённое действие, и наполнен опасными ситуациями на каждом шагу, в нём есть однозначно плохие и очень хорошие действующие лица, поэтому моральных трудностей не возникнет, за кого переживать.
Но, с другой стороны, вспомним цитату из “Фабельманов”, когда Джон Форд научил юного Сэма: “Горизонт высоко – это хорошо и интересно, горизонт низко – это хорошо и интересно. Горизонт посередине – это скучно”. Говоря о фильме “Крушение”, к сожалению, его горизонт находится точно по центру художественной композиции. В эпоху накачанных киногероев этот сюжет стал бы одним из неплохих примеров в ряду себе подобных, но сейчас он выглядит поверхностным. Потому, если кому-то нравятся боевики просто как способ посмотреть динамичное кино, этот фильм понравится. Но если нравится наличие драмы, развитие отношений, то стоит эту новинку пропустить. Это совсем не “Скала” и не “Без лица”. Это даже на Жана-Франсуа Рише отбрасывает вопросительную тень. Его вышеназванные работы вполне себе стоящие внимания, а эта выглядит как отписка на скорую руку.
Может показаться странным, что я поставила высокую оценку, но по большей части ругаю фильм. На самом деле, он стоит той семёрки, которую я поставила именно из-за добротности, с которой он сделан. По сути, этот фильм призван показать врождённое мастерство специалиста. Брейди Торранс списан из элитных капитанов экипажа во второсортную авиакомпанию из-за инцидента, связанного с пассажиром-дебоширом, куда непосредственно вмешался Торранс. Тем не менее он работает так, словно продолжает осуществлять элитные перелёты. Он знает, как себя вести в экстренной ситуации, принимает решения на месте, стараясь не сеять паники среди пассажиров, он не теряет самообладания, когда на него возлагают ответственность за жизнь почти двадцати человек, а самолёт с отключенной электроникой при этом стоит на пляже.
В фильме неплохая операторская работа, натурально созданы условия для погружения в тревожную ситуацию, здесь очень бодрый монтаж, который не даёт заскучать во время ничего не значащих картинок (в принципе их тут нет, тут вполне лаконично умудряются высказываться по ситуации).
И потом – это всё же появление в главной роли Джерарда Батлера, чья творческая активность значительно снизилась за последние шесть лет. И сейчас он уже не тот симпатичный шотландец, каким был в “Кориолане”, “300 Спартанцах” или в “П.С. Я Люблю тебя”. В 2017 году актёр попал в аварию на своём мотоцикле, и эта травма не стала единственной. В 2018 году он проходил лечение от дивертикулита, также боролся с алкогольной зависимостью. Всё это повлияло на его внешность пагубно, что сильно заметно в кадре.
Те фильмы, что выходили в прокат, были приняты сдержанно и забывались быстро. Скорее это были промежуточные проекты для набора силы перед его дальнейшими планами. В его графике числятся (один вот-вот выйдет, те, которые, наверное, уже маловероятны, но могли бы стать интересными):
- “Беглец” (Kandahar), в котором Батлер продолжает сотрудничать с режиссёром Риком Романом Воном (Ric Roman Waugh). До этого были “Падение ангела” (Angel Has Fallen) и “Гренландия” (Greenland). По сюжету оперативник ЦРУ и его переводчик совершают побег из Афганистана, после того, как была разоблачена их секретная миссия. Этот американский фильм вошёл в список тех, которые снимаются в Саудовской Аравии, в 20е годы это Королевство стали популяризировать в кинематографе. Это: “Воин пустыни” (Desert Warrior) Руперта Уайатта, “Виолончель” (Cello) Даррена Линн Боусмана с Джереми Айронсом в главной роли, “По наклонной” (Cherry) Энтони и Джо Руссо. Премьера "Беглеца" назначена пока на конец мая 2023 года, через месяц после премьеры The Covenant Гая Ричи. Сюжеты у фильмов в чём-то пересекаются, но у Ричи есть однозначный козырь в рукаве – это молодой актёр в главной роли, а у режиссёра "Беглеца" Рика Романа Вона (Ric Roman Waugh) – потерявший лоск Джерард Батлер;
- “Неприкасаемые: Становление Капоне” (The Untouchables: Capone Rising), в котором режиссёром закреплён Брайан Де Пальма. Этот проект, правда, уже давно находится в подвешенном состоянии, неизвестно, когда он сдвинется с застывшей точки. На данный момент сюжет такой: жуликоватый ирландский полицейский, не отличающийся от любого другого копа в Чикаго, однажды начинает ощущать муки совести. Он увидел уровень насилия и преступности, который Аль Капоне, король преступного мира, приносит в город. И ему захотелось очистить город от этого зла;
- “Динамо” (Dynamo). Этот проект был пышно объявлен в 2012 или 2013 году, но до сегодняшнего дня так и не произошло существенных изменений. Джерард Батлер заявил, что является болельщиком киевского футбольного клуба “Динамо” и для него честь сыграть роль в фильме, основанном на реальной истории. Сюжет фильма "Динамо" основан на знаменательном футбольном матче, который состоялся между украинской футбольной командой и их нацистскими захватчиками во время Второй мировой войны. Батлер должен был сыграть главную роль Николая Трусевича, звёздного вратаря, который был реальным лидером своей команды и, в конечном счёте, вдохновил весь пострадавший город Киев.
Если оценивать этот фильм с точки зрения драматургии, то её тут нет, он полый и бессмысленный, как сувенир, который покупаешь лишь для того, чтобы один раз открыть, но потом с ним просто нечего делать. К сожалению, у боевика нет эффекта раскрытия при каждом новом просмотре. Но на один раз он вполне подходит.