За годы своей жизни в Петербурге Достоевский переезжал 20 раз. Но всегда стремился найти такую квартиру, чтобы она выходила окнами на храм. Он был действительно глубоко верующим человеком, всю жизнь вместе с героями своих романов искал Бога, ставил «вечные вопросы», без решения которых его герои не могли спокойно жить.
Какие петербургские храмы оставили прямой или косвенный след в жизни писателя?
Домовый храм Михайловского (Инженерного) замка был освящен 21 ноября 1800 года в честь святого Архистратига Божия Михаила. Архитектор – Винченцо Бренна.
С 1819 г. здесь располагалось Главное инженерное училище, где Федор Достоевский провел шесть лет. Помимо занятий по естественнонаучным и гуманитарным предметам, каждое воскресенье будущие офицеры обязаны были присутствовать на богослужении в храме. Достоевский делал это охотно. Недаром среди товарищей за ним закрепилось прозвище – «монах Фотий».
На богослужениях в церкви Архангела Михаила в разное время присутствовали и другие знаменитые воспитанники Инженерного училища, прославившееся не только на военном поприще, но и в различных областях российской науки и культуры: писатель Дмитрий Григорович; ученые Иван Сеченов и Павел Яблочков; композитор Цезарь Кюи; епископ Игнатий (Брянчанинов), в 1988 году причисленный Русской Православной Церковью к лику святых; известный математик и механик Михаил Остроградский, основатель Инженерной школы в России инженер-генерал Петр Сухтелен; герой обороны Севастополя генерал Эдуард Тотлебен. В апреле 1835 года в Михайловской церкви венчался прославленный русский композитор Михаил Глинка.
Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим была возведена на месте обветшавшей деревянной в 1794 – 1806 гг. по проекту архитектора Федора Демерцова. В народе она получила название Знаменской, поскольку первым был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение».
В 1873–1878 гг., когда Достоевский жил в доме на набережной Лиговского канала, а затем на Греческом проспекте он был прихожанином Знаменской церкви.
В мемуарной литературе сохранилось редкое свидетельство изображающее Достоевского на молитве в этом храме. Со слов "почтенной старушки, вдовы священника, часто встречавшей Федора Михайловича в Знаменской церкви", это свидетельство воспроизводит в своих воспоминаниях писательница-мемуаристка Варвара Тимофеева (Починковская):
"Он [Достоевский] всегда к заутрене или к ранней обедне в эту церковь ходил. Раньше всех, бывало, придет и всех позже уйдет. И станет всегда в уголок, у самых дверей, за правой колонкой, чтобы не на виду. И всегда на коленках и со слезами молился. Всю службу, бывало, на коленках простоит; ни разу не встанет. Мы все так и знали, что это – Федор Михайлович Достоевский, только делали вид, что не знаем и не замечаем его. Не любил, когда его замечали. Сейчас отворотится и уйдет".
(Б. Н. Тихомиров "Темный лик Богородицы у Знаменья". Икона, перед которой молился Достоевский)
Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка построен по проекту архитектора Василия Стасова в 1828-1835 для солдат и офицеров Лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России, наряду с Преображенским и Семеновским.
В этом храме в 1867 году Федор Михайлович обвенчался со второй супругой Анной Григорьевной Сниткиной. Она была стенографисткой, и роман "Игрок" был записан ею под диктовку Достоевского. После нескольких дней работы писатель разглядел в девушке родственную душу. Он смог поверить ей сердечные тайны и получить поддержку и понимание. Брак оказался очень счастливым.
Венчали молодоженов священник Измайловского полка Василий Григорьевич Коссович-Динаровский с диаконом Лукой Дубецким.
Анна Григорьевна оставила воспоминания о том дне, которые можно прочесть на сайте, посвященном писателю.
Помимо дня венчания она упоминает Троице-Измайловский собор еще раз, когда они с мужем вернулись в Петербург летом 1871 г. после четырехлетнего пребывания за границей:
"...С Варшавского вокзала мы Измайловским проспектом проезжали мимо собора св. Троицы, в котором происходило наше венчание. Мы с мужем помолились на церковь; на нас глядя, перекрестилась и наша малютка дочь.
— Что ж, Анечка, — сказал Федор Михайлович, — ведь мы счастливо прожили эти четыре года за границей, несмотря на то, что подчас было трудновато. Что-то даст нам петербургская жизнь? Все пред нами в тумане... Предвижу много тяжелого, много затруднений и беспокойств, прежде чем станем на ноги. На одну помощь Божию только и надеюсь!"
Казанский собор - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 2000 г. Построен на Невском проспекте в 1801 – 1811 гг. архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка Казанской иконы Божией Матери.
Достоевский с благоговением относился к Казанскому собору, был его частым посетителем и молился перед чудотворным образом Царицы Небесной. 12 апреля 1877 года Достоевский с женой отправлялись в банк, но на Невском проспекте узнали от газетчиков о начале войны с Турцией.
Анна Григорьевна вспоминала:
"…Федор Михайлович велел извозчику везти нас к Казанскому собору. В соборе было немало народу и служили непрерывные молебны перед Казанской иконой Божией Матери… Я только полчаса спустя отыскала его в уголке собора — до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал".
Собор Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади - один из старейших соборов Санкт-Петербурга. Освящен в 1783 году в честь одной из самых почитаемых в России икон. Двухэтажный храм строился и достраивался в несколько этапов с участием таких зодчих, как Пьетро-Антонио Трезини (предположительно), Джакомо Кваренги, Франческо Бартоломео Растрелли, Франц Руска. Владимирская церковь была одной из богатейших церквей столицы, внутренне убранство поражало великолепием.
Этот собор писатель видел из окон своего кабинета в Кузнечном переулке. В воскресные и праздничные дни Достоевский посещал храм вместе с семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы жизни.
Верующие и нищие на паперти без труда узнавали вдумчивого, слегка сутуловатого старика, который всегда одаривал милостыней просящих.
Во Владимирском соборе служил духовник Федора Михайловича, который исповедовал и причастил писателя перед смертью.
Прихожанами этого храма помимо Достоевского в разные годы были Николай Алексеевич Некрасов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Гумилев и многие другие Во Владимирской церкви отпевали няню поэта Александра Пушкина Арину Родионовну.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра - старейший монастырь Санкт-Петербурга, уникальный комплекс памятников архитектуры. Был основан по указу Петра I в 1713 г. и строился разными архитекторами на протяжении XVIII – XX вв. В 1724 году сюда были перенесены из Владимира мощи святого благоверного князя Александра Невского, который стал одним из небесных покровителей северной столицы.
В 1877 году Достоевскому пришла мысль о скорой смерти, и он попросил жену похоронить его на любом из петербургских кладбищ, кроме Волкова, на Литераторских мостках ("Не хочу я лежать между моими врагами, довольно я натерпелся от них при жизни!"). Супруга писателя стала его уговаривать, уверять, что он вполне здоров и что ему незачем думать о смерти.
"Желая изменить его грустное настроение, я стала фантазировать насчет его будущих похорон, умоляя жить на свете как можно дольше. — Ну, не хочешь на Волковом, я похороню тебя в Невской Лавре, рядом с Жуковским, которого ты так любишь. Только не умирай, пожалуйста! Я позову невских певчих, а обедню служить будет архиерей, даже два. И знаешь, я сделаю, что за тобой пойдет не только эта громадная толпа молодежи, а весь Петербург, тысяч шестьдесят — восемьдесят. И венков будет втрое больше. Видишь, какие блестящие похороны я обещаю тебе устроить, но под одним условием, чтобы ты жил еще много, много лет! Иначе я буду слишком несчастна!"
Эти слова порадовали писателя, он повеселел. Мысль упокоиться на лаврском кладбище оказалась для писателя утешительной.
Лавра стала местом последнего пристанища Достоевского. Здесь, в церкви Святого Духа, его отпели и погребли на Тихвинском кладбище в начале февраля 1881 года.
Анна Достоевская вспоминала: "Еще накануне выноса мой брат, желая меня порадовать, сказал, что восемь таких-то учреждений предполагают принести венки на гроб Федора Михайловича, а наутро венков уже оказалось 74, а возможно, что и более… Погребальное шествие вышло из дому в 11 часов и только после двух часов достигло Александро-Невской лавры".
Пришедшие на кладбище проститься с Достоевским люди "взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций".
Вдова писателя рассказывала, как представитель лавры сообщил, что монашество "просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры".