Найти в Дзене

Церковь и апостольская вера на длинной исторической дистанции

Оглавление

Как уже было рассмотрено ранее во 2 части, Православная Церковь состоит из равноправных христианских общин (поместных церквей). Их много. Например, в первом тысячелетии известные такие общины как: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Карфагенская, Римская, Константинопольская и ряд других.

Как минимум первые X столетий мы не знаем никакой другой христианской Церкви, кроме Православной Церкви, которая хранит апостольскую веру, защищает и оберегает её. Периодически возникали серьёзные ложные учения (ереси), разрастающиеся до огромных масштабов, но все они были побеждены и извергнуты из Церкви на её всеобщих собраниях – Вселенских Соборах.

Все Вселенские Соборы собирались исключительно по причине появления ложных учений. И вся Церковь собиралась вместе чтобы засвидетельствовать свою всеобщую веру, осуждая очередную новую ересь.

Всякую ложь, а равно и ереси, часто распространяют через убеждение масс в том, что она-то и является нормой, и только некая личность (император, патриарх) или небольшая группа людей вносят смуту, искажают веру, являются источниками отступления. Всеми силами создаётся ложная картина, будто вся Церковь другая, и только конкретные люди – сгусток всякого зла.

Именно поэтому собрание всей Церкви вместе, было и остаётся лучшим способом показать, как на самом деле верит вся Церковь Божья, осуждая учение еретиков.

История Церкви очень велика. Внимательного рассмотрения требуют многие её периоды. Развитие богословия в Церкви стоило колоссальных трудов, многих страданий и даже жизней. Многие понятия, такие как «сущность» (природа) и «ипостась» (личность) впервые вырабатываются долгими усилиями Церкви, поясняются на разных языках. Сегодня может показаться, что это просто, но на это уходили столетия долгих споров и огромного числа событий. Все из них сейчас не представляется возможным разбирать подробно.

Рассматривая вопрос «принципиальности» Православия, чаще всего в обсуждение забрасываются аргументы о Католицизме и Протестантизме, как наиболее значительных явлениях разделения в истории христианства. Поэтому сейчас я сосредоточусь именно на этих событиях.

Католицизм

Условно в 1054 г. от Церкви из-за искажения веры и взглядов на устройство Церкви откалывается одна из общин Церкви – Римская (сегодня это католики).

В Риме под политическим давлением франкского короля Карла Великого изменили вероучение:

  1. Единолично изменили принятый на Вселенских Соборах «Символ Веры», который Вселенские Соборы запретили изменять (3Всел. 7);
  2. Добавили в него то, чему Церковь никогда не учила: filioque (исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына)[1];
  3. Утвердили и потребовали от всей Церкви принять непогрешимое главенство папы над всей Церковью, чего никогда не было и что однозначно противоречит Священному Писанию (глава – Христос, Еф. 1:22). Даже исторически папа никогда не был главным в Церкви и ни один Вселенский Собор не проходил в Риме. Сам Христос запрещал апостолам искать главного, прекращая их споры об этом (Мк. 9:34; Мф. 20:25-28).

Чтобы иметь возможность оценить это масштабное историческое событие крайне важно понимать политическую ситуацию в Италии.

С V в. Рим страдает от серьёзнейших набегов варваров и папский престол регулярно находится в чрезвычайно шатком положении. Византия имела всё меньше возможностей уделять внимание своему западному фронту, сосредотачиваясь на других направлениях. Так, папа в Риме со временем де-факто стал представлять не только религиозную, но и государственную власть.

На рубеже VIII-IX веков для спасения своего положения папы делают резкий политический разворот от византийского императора в сторону франкского короля Карла Великого (ок. 748 - 814 гг.).

В 800 г. папа Лев III провозглашает, коронует и признаёт Карла наследником священной Римской Империи.

Для обоснования факта, что папа вообще обладает подобными полномочиями было изготовлено несколько подложных документов:

Такой шаг создал ситуацию, требующую от пап дальнейших шагов.

Константинополь являлся центром империи не только потому, что там находился император, но и потому, что по инициативе Константинополя проходили Вселенские Соборы в самом Константинополе, либо в его окрестностях.

Желание вновь стать центром империи (не только политическим, но и религиозным) потребовало от Рима перехвата инициативы Соборов и утверждения богословия. Но Соборы проходили только по причине масштабных ересей, а их-то в это время и не было. Поэтому на Западе достают из «старого испанского сундука» VII-VIII вв. учение filioque, политически его продавливают, официально включая в «Символ Веры», а также самовольно провозглашают за папой тотальное главенство в Церкви с последующим требованием ко всей Церкви признания всех этих манёвров.

Важно отметить, что это прибавление к Символу веры уже было осуждено на Западе прежде (791 г. аквилейским патриархом Павлином), да и сам папа Лев III, короновавший короля франков, отказался признавать добавление filioque в «Символ веры».

Впрочем, несмотря на сопротивление, к концу IX в., «Филиокве» был успешно усвоен в Риме, что отчасти вылилось сначала в «фотианский раскол», а позднее и в конфликт 1054 г. в Константинополе.

---

Из данных событий следует, что возрождённое испанское учение "filioque" послужило лишь предлогом к утверждению власти над Церковью. Филиокве – не самоцель. Его возродили для совершенно конкретных задач.

Нужен был прецедент: папа без каких-либо Вселенских Соборов способен единолично провозглашать вероучительные истины и требовать от всей Церкви принятия его "безошибочных" нововведений.

Эта претензия папы на власть, не имеющая ни богословских, ни исторических оснований была категорически отвергнута всеми остальными общинами (поместными церквами).

---

Отделение Рима не произошло моментально. Православная Церковь предпринимала ещё множество попыток примирения, Православная Церковь искала пути исцеления раскола. Константинопольский и Антиохийский патриархи направляли в Рим мягкие дружеские послания с предложением восстановления единства. К сожалению, Рим остался при своих амбициях.

Именно так всегда действовали инициаторы расколов: отсекали самих себя от тела Церкви.

Ересь (ложное учение) Церковь осуждает, а упорно держащихся отсекает от себя.

Расколы же самовольно отделяются от Церковного организма.

К сожалению, так и произошло в Риме – на прежних условиях он более не пожелал участвовать в жизни Церкви.

Результат: новые римские учения (филиокве и папизм) укоренились в Риме, а в Православной Церкви они признаны ересью на Соборах (Константинопольский Собор 867 г., Соборное послание Патриархов 1848 г. – пар. 5).

---

Отпадение Рима от Церкви привело к нравственной деградации римского священства, серьёзным злоупотреблениям, введению и утверждению многих новых учений и догматов, отказу от соборности церкви (соборы в католицизме – лишь совещательный орган, папа – абсолютный глава Римской Церкви и не обязан учитывать решения соборов, как и вообще чьи-либо решения).

Протестантизм

Нравственное падение Римской Церкви в глазах европейского общества вызвало в Европе закономерную реакцию – Реформацию. Такого явления была лишена Православная Церковь как до отделения Римской общины, так и после этого отделения.

Реформация возникла как антикатолическое движение в XVI веке.

Это движение совершенно обоснованно выступило против искажений веры в Католицизме и злоупотреблений католического священства и папства. Разные инициативные люди в Европе взяли в Церкви Священное Писание и решили только лишь на его основе воссоздать апостольское вероучение и создать новую церковь, которую никто не поручал им создавать.

Реформаторы обратили внимание на серьёзные ошибки Римо-Католической Церкви, но вместо вхождения в Православную Церковь, которая на тот момент в Европе теперь уже не была представлена, решили создать свою собственную церковь, заручившись поддержкой государств, хотя не везде сразу её получили.

Реформаторы решили очистить католицизм и прийти к апостольской вере так, как они сами это понимали. Для этого им понадобилось отбросить Священное Предание, отказаться от святых отцов и их объяснений текстов Священного Писания, а само обновление делалось, как говорится, «в пику» католикам: у них «так», а у нас наоборот. К сожалению, такой подход породил вместо одной крайности – другую.

Заслуги и "только вера"

Католицизм в деле спасения предаёт слишком большое значение «заслугам». Реформаторы отразили это учение – спасение исключительно «только верой».

Предание и "только Писание"

Католицизм злоупотреблял толкованием Писания, в т.ч. ссылаясь на своих отцов, покрывая нравственную деградацию. Реформаторы отразили и это – каждый будет сам толковать Писание так, как сам же и понимает, никакого Предания быть не должно, но должно быть исключительно «только Писание» и как хочешь, так и понимай.

Один папа и много пап

В Католицизме Церковь там, где папская иерархия и подчинение папе. Реформаторы отражают: каждый сам себе священник, а церковь становится невидимой: никто не знает где она, где её границы и кто в неё входит, только Бог знает это.

В следствии такого подхода родилось и рождается до этого дня огромное число пониманий Священного Писания с закономерным отделением – созданием собственных церквей и деноминаций с собственными же вероучениями и собственным Преданием (хотя последнее и отрицается).

В борьбе с одним папой Реформация каждого сделала папой.

В борьбе с Церковью и попыткой создать свою церковь, уничтожено само понятие церкви.

К сожалению, такой плод, спустя несколько столетий, принесла отделившаяся от Церкви римская община. Отделившаяся часть (римская церковь) родила плод, разделяющийся на тысячи частей (протестантизм).

---

Православная Церковь на сегодня сохраняет апостольское вероучение и утверждённое апостолами устройство Церкви, сохраняет апостольскую священническую иерархию и церковные таинства.

Стоит отметить, что есть сложности и в самом Православии, особенно сегодня, когда вновь возрождается вопрос «папских привилегий», теперь уже в Стамбуле (бывшем Константинополе). Как и прежде, этот вопрос продавливается политически. Некоторые церковные иерархи диаметрально меняют свои взгляды после встречи с американскими полномочными представителями. Есть также сложности с вопросом православной диаспоры.

Всё же, хочется надеяться, что это очередные временные трудности, с которыми Церковь сталкивалась и прежде, преодолевая их, и двигаясь дальше, сохраняя церковное единство в любви и во Христе Иисусе.

Несмотря на все проблемы, сегодня человек может прийти в православный храм и приобщиться к апостольской Церкви, апостольской вере в Спасителя, принять участие в совершении Таинств от поставленных апостолами священников.

Читать продолжение:

[ 8 < Назад | 9 | Вперёд > 10 ]

---

Источники:

[1] – Статья «Filioque». URL: https://drevo-info.ru/articles/1575.html