Найти тему
Navygaming Channel

Первые черноморские «новики» – достойные представители турбинных эсминцев/ "Дерзкий", окончание

Начало "истории" эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" можно найти ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ1. А непосредственно начало данной статьи - ТУТ!,). Окончание:

...Итак, в прошлой части статьи мы отметили, что испытания головного «Дерзкого» проводились по сокращенной программе, и ему удалось официально показать только 30,4 узла при выработанной мощности ГЭУ 21 850 л.с., но официально отметку в 34 узла, проектное требование для данного типа эсминцев, не достигли.

Эсминец «Беспокойный» (тип «Дерзкий») на испытаниях, без ТА
Эсминец «Беспокойный» (тип «Дерзкий») на испытаниях, без ТА

Одной из причин подобной ситуации, по мнению строителей, являлась неудачная конструкция винтов корабля, которые были заменены на всей четверке только к началу 1915 года. В качестве другой называлась непригодность мерной мили у мыса Лукулл, на которой не удавалось исключить влияние малых глубин (32-43 м) на испытания быстроходных кораблей. Таким образом, формально, по своим скоростным характеристикам черноморские «новики» уступали основным европейским «одноклассникам». А ведь британские и немецкие эсминцы делали ставку именно на скорость.

Британский эсминец «Мэнсфилд» (тип «М») превосходил «Дерзкого» по скорости хода
Британский эсминец «Мэнсфилд» (тип «М») превосходил «Дерзкого» по скорости хода
Как пишет Э.Дж.Марч в своем труде «Британские эсминцы» (часть 2), описывая ситуацию с заказом эсминцев типа «М»: «… контролер информировал Совет о том, что: «… нет никаких сомнений, что данные, имеемые по элементам германских эсминцев, верны, и в этих условиях вопрос получения высокой скорости на наших кораблях приобретает особо важное значение».

К примеру, большинство ЭМ типа «М» на шестичасовых ходовых испытаниях показали скорость свыше 32 узлов (при мощности от 25 500 л.с.), а некоторые (эсминец «Мурсом») – 34, 089 узла (26 500 л.с.) и 33,7 узла (28 225 л.с., «Мэнсфилд»). Не отставали от них и японские «Умикадзе», а вот американские и французские эсминцы обходились скоростью на уровне «Дерзкого».

Эсминец «Акаста» - тот самый, что послужил прототипом для русского
«Дерзкого»
Эсминец «Акаста» - тот самый, что послужил прототипом для русского «Дерзкого»

Возможно, здесь сказалась все же сама «культура производства» элементов ГЭУ (наличие школы проектирования, опыта и специалистов, качества производства), ведь не надо забывать, что и турбины «Броун-Бовери-Парсонс», и котлы «Торникрофт 5» производились непосредственно на отечественном предприятии, которое только осваивало данное сложное технологическое оборудование. Британские турбины показали самый низкий расход топлива, что сделало «дерзкие» самими «экономичными» русскими эсминцами, но были сложными в изготовлении и эксплуатации. Зато в дальнейшем турбины и котлы к ним стали производиться на русских заводах, а личный состав русских кораблей достаточно хорошо овладел особенностями их практического использования.

Британский эсминец «Фортуна» (тип «Акаста», тип «К») с однотрубными 533-мм ТА
Британский эсминец «Фортуна» (тип «Акаста», тип «К») с однотрубными 533-мм ТА

В чем русские эсминцы типа «Дерзкий» превосходили иностранные эсминцы, так это в вооружении, особенно в минно-торпедном. Если главная артиллерия «Новика» была представлена 4-102-мм/60 орудиями, то для черноморских «новиков» решили ограничиться тремя орудиями такого калибра, усилив его пятью пулеметами (в большинстве источников часто указывается всего два). Причем следует признать, что их размещение было достаточно удачным, так как обеспечивало бортовой залп из всех орудий и сильный артиллерийский огонь на кормовых углах. Это давало определенное преимущество перед «иностранцами» даже при общем равенстве стволов.

Французский эсминец «Биссон» - 800-тонный турбинный эсминец
Французский эсминец «Биссон» - 800-тонный турбинный эсминец

К примеру, наличие четырех 102-мм орудий на американском «Кэссине» не давало ему преимуществ из-за их неудачного размещения, была возможность вести бортовой огонь только из трех орудий. На британских эсминцах, после кораблей типа «Акасты», начиная с ЭМ типа «Лафорей» и типа «М», второе 102-мм орудие устанавливалось на площадке между дымовым трубами. Это не уменьшало бортовой залп, зато существенно влияло на возможность ведения огня в носовом и кормовом секторе. В сравнении с русским эсминцем немецкие ЭМ с 88-мм орудиями выглядели достаточно слабыми, как и французские типа «Биссон» с двумя 100-мм (дополнительные 76-мм орудия уже не играли большой роли в возможных перестрелках). В то же время японский эсминец со 120-мм орудиями выглядел как опасный противник, но скорострельность его орудий составляла всего 5-6 выстрелов в минуту. И в огневом противоборстве с «японцем» «Дерзкий», имея орудия меньшего калибра, но со скорострельностью в 2-2,5 раза больше (12-15 выстрелов в минуту), мог оказать достойное сопротивление.

ой эсминца «Новик» с двумя немецкими эсминцами типа «V» - огневое преимущество за русским эсминцем (рисунок)
ой эсминца «Новик» с двумя немецкими эсминцами типа «V» - огневое преимущество за русским эсминцем (рисунок)

А вот в торпедном вооружении эсминцы типа «Дерзкий» обладали практически безоговорочным преимуществом, имея возможность сделать 10-торпедный залп из пяти двухтрубных торпедных аппаратов. По этому показателю они превосходили даже «Новик» с его 4х2 ТА, и это было сделано не случайно. В этом нашли отражения взгляды МГШ на тактику действий русских эсминцев в будущей войне.

Как в 30-х годах ХХ века, японский императорский флот начнет разработку своей концепции торпедных атак с большой дистанции по вражескому флоту, так и к 1910 году российский МГШ пришел к идее массированных торпедных атак эсминцами кораблей противника в эскадренном бою. Видимо, русские адмиралы хорошо помнили ночные атаки японских эсминцев на поврежденные корабли Второй Тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе. Однако, по мнению экспертов, в этом случае опыт русско-японской войны свидетельствовал как раз об обратном – время успешных дневных торпедных атак на боевые корабли, тем более идущие в составе эскадр, уже прошло.

Исходя из этих взглядов, ошибочность которых вскоре подтвердили боевые действия на море в ходе Первой мировой войны, русские эсминцы получили мощное торпедное вооружение, иногда в ущерб артиллерийскому. Достаточно вспомнить, что первые проекты «Дерзкого» предполагали его вооружение всего двумя орудиями, а новые балтийские «новики» – ЭМ типа «Орфей» вводились в строй с двумя 102-мм орудиями, получив дополнительно еще два только в марте 1916 года (как говорится, во время одумались).

Балтийский эсминец «Десна» (тип «Орфей») еще с двумя 102-мм/60 орудиями.
Балтийский эсминец «Десна» (тип «Орфей») еще с двумя 102-мм/60 орудиями.

Ближе всех (по ТТХ) по торпедному вооружению к «Дерзкому» был американский «Кэссин» с четырьмя двухтрубными торпедными аппаратами, однако особенность их размещения исключала возможность восьмиторпедного залпа на один борт. Немецкие эсминцы, имея суммарно шесть ТА, за счет особенностей их размещения могли реализовать только пятиторпедный залп.

Британцы изначально, практически с начала ХХ века, создавали свои эсминцы именно как «истребители»/«дестройеры», и такая тенденция сохранилась.

Как отмечает Э.Дж.Марч в своей книге, командующий миноносными силами Вильмот Николсон так сформулировал требования к новому эсминцу (будущий тип «Акаста»): «… мощное артиллерийское вооружение, высокая скорость хода и хорошая мореходность, низкая стоимость, большая дальность плавания. Он полагал, что мощное артиллерийское вооружение и высокая скорость хода необходимы для эффективной борьбы с миноносцами противника, особенно в условиях скоротечного боя, который, вероятно, будет продолжаться лишь несколько минут».

Соответственно, можно не удивляться тому, что британские миноносцы, начиная с типа «К» («Акаста), получали всего по два двухтрубных торпедных аппарата. Японские и французские эсминцы несли такое же торпедное вооружение, как и британские.

Если в чем и уступали в торпедном вооружении эсминцы типа «Дерзкий» британцам, немцам и американцам, так только в калибре торпед. Все русские «новики» в годы Первой мировой оснащались торпедными аппаратами для 450-мм торпед, в то время как британцы после серии эсминцев «Трайбл» (с ЭМ типа «G» и «H») перешли к использованию 533-мм торпед, а немцы – 500-мм торпед. Американцы, введя в строй 14 эсминцев типа «Кэссин», на первых восьми установили 457-мм ТА, на всех последующих – 533-мм.

Трехтрубный 450-мм торпедный аппарат эсминца «Десна»
Трехтрубный 450-мм торпедный аппарат эсминца «Десна»

Увеличенный калибр позволял оснащать торпеду более мощной головной частью с ВВ и двигателем, который обеспечивал повышенную дальность и скорость хода. Если учесть, что 450-мм торпеда «Дерзкого» несла БЧ мощностью 100 кг ВВ со скоростью 35 узлов на дальность 3000 м (28 узлов /6000 м), то британская 533 мм торпеда могла доставить свою БЧ со 127-234 кг ВВ со скоростью 35 узлов на дальность до 3600, а 500-мм немецкая торпеда со 195 кг ВВ со скоростью 37 узлов на 4000 м.

Эсминцы типа «Дерзкий», как и остальные русские «новики», встретили начало Первой мировой войны с 450-мм торпедами, что не помешало им доказать свою эффективность в боях. Более того, и в годы Великой отечественной эсминцы данных типов продолжили использование 450-мм торпедных аппаратов, для которых были разработаны более совершенные торпеды.

Еще одной особенностью «Дерзкого» и его систершипов стало наличие оборудования для приема и постановки до 80 мин заграждения (ЭМ «Новик» – 50 мин), для чего корабли имели специальные рельсовые пути Z-образного профиля, два кормовых и четыре бортовых минных ската. Возможность использовать эсминцы в качестве минных заградителей можно считать «визитной» карточкой русского флота. Из рассматриваемых иностранных оппонентов только у немецких эсминцев «мобилизационного типа», к которым относились выбранные нами для сравнения V-25, S-31 и G-37, имелась такая возможность (24 мины заграждения).

Эсминец «Громкий» в Севастополе – представитель второй серии черноморских «новиков»
Эсминец «Громкий» в Севастополе – представитель второй серии черноморских «новиков»

Итак, по результатам небольшого анализа можно сделать вывод, что к моменту ввода в строй эсминцы типа «Дерзкий» в целом продолжили развитие головного прототипа «Новика» и не уступали по боевым характеристикам кораблям ведущих стран мира, а по некоторым показателям, в первую очередь по вооружению, превосходили их. Успешная постройка «дерзких» позволила в дальнейшем в кратчайшие сроки пополнить минные силы Черноморского флота пятью эсминцами типа «Счастливый», заложенными на балтийских заводах и уже достроенными на Черном море. А за ними начать строительство более совершенных серий эскадренных миноносцев, закрепляя полученный опыт.

Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / Ю.В.Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 2.- Поиск оптимальных конструкций. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2012 – 196 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин //Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу /С.А. Балакин //Морская коллекция, № 4 (33) – 1995. – 32 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий // Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Мельников, Р. Эскадренные миноносцы типа «Доброволец» / Р.М.Мельников. – Москва: Яуза-пресс, 2018. – 176 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик» /Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л: Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик» /
В.Ю.Усов//Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.