Найти тему
History-thema

Католическая церковь в средневековой Европе: противостояние королей и пап, инквизиция и еретики

В период расцвета Средневековья (XII — XVI вв.) абсолютное большинство европейских стран находилось под очень сильным влиянием римско-католической церкви.

Триумф церкви на фреске Флорентийского собора (художник Андреа Бонайути)
Триумф церкви на фреске Флорентийского собора (художник Андреа Бонайути)

Европейцы, жизнь которых состояла из череды полос благополучия, достатка и лишений, разорения, очень ревностно относились к вопросам достижения божественной благодати и счастья в загробной жизни. Надежда на милость Бога, авторитет церкви, возглавлявшей богослужения, поддерживали европейцев в трудное время, утешали при потере имущества, смерти близких. В строгом выполнении религиозных обрядов европейцы видели залог того, что горе и несчастья обойдут их стороной, а все лишения воздадутся сторицей, если они после смерти попадут в райские сады. Поэтому католическая церковь, возглавляемая Папой и состоявшая из обширного, разветвленного аппарата священнослужителей была самой влиятельной общественной структурой.

В XVI в. церковный авторитет стала активно теснить усиливавшаяся власть европейских монархов.

Церковные иерархи и сами римские папы часто диктовали свою волю европейским королям: они могли наложить проклятие как лично на правителя страны, так и на всю его страну. В последнем случае это означало, что в ней священники даже прекращали отпевать покойников, и тогда взбунтовавшийся народ мог свергнуть прогневавшего духовенство своего правителя.

Но королям и князьям, конечно, приходилось не по нутру то, что им надо делить свою власть с папами и кардиналами. Иногда противостояние королей и церкви принимало очень острые формы, выливалось даже в военные конфликты, когда короли организовывали походы на Рим, чтобы привести к власти угодных им пап. В 1309 г. король Франции Филипп IV даже принудительно перенес папскую резиденцию из Рима во французский Авиньон, чтобы выбор пап кардиналами все время находился под королевским контролем. «Авиньонское пленение пап» продолжалось до 1378 г.

Пьер д'Айи - первый кардинал-легат в Авиньоне (неизвестный художник)
Пьер д'Айи - первый кардинал-легат в Авиньоне (неизвестный художник)

Нередко и в самой католической церкви случались расколы, римские папы силой смещали друг друга с престола и налагали взаимные проклятия и отлучения от церкви.

Господство над умонастроениями населения, безбедная жизнь за счет налогов и добровольных пожертвований, которые люди отдавали церкви, часто развращали священнослужителей. Многие священники сами не соблюдали того, к чему призывали в проповедях, обманывали простых верующих для собственной выгоды. Поэтому все Средневековье в Европе были популярны возникавшие вне церковного контроля религиозные учения — ереси, основатели которых самостоятельно толковали Священное Писание.

Как любили папы римские
Histori-thema14 февраля 2021

Разные ереси имели разное представление о Боге и религиозном законе, но все сводились к оппозиции католической церкви, по мнению их последователей, несправедливо узурпировавшей духовную власть над христианами.

Церковь непримиримо боролась с ересями и еретиками, и светские власти, интересы которых священники защищали в проповедях, обычно ей помогали.

Специально для того чтобы опровергать еретические учения в церковных учебных заведениях преподавалась логика. Для противостояния распространению ереси в составе католической церкви действовала система следственных, судебных и сыскных органов, имевших общее название Святой инквизиции (буквально в переводе с латинского языка: «допрос, следствие»).

Перед судом инквизиции францисканский монах Бернар Делисье (художник Жан-Поль Лоран)
Перед судом инквизиции францисканский монах Бернар Делисье (художник Жан-Поль Лоран)

Инквизиция широко прославилась своими жестокими пытками и наказаниями, впрочем, столь сурово обходилась она обычно лишь с самыми упорными еретиками, после всех увещеваний категорически отказывавшихся вернуться в покорность католической церкви. Однако таких в силу всегда развитого в Европе свободомыслия находилось немало. Ведь и еретики боялись за свою загробную жизнь и часто предпочитали умереть в мучениях, чем покориться преступной, с их точки зрения, церкви.

Приговоры инквизиции исполнялись светскими властями, так как по церковным догматам священнослужители не могли сами истязать и казнить людей.

Рядовых последователей ереси, после первых бесед с инквизиторами раскаявшихся и вернувшихся в лоно католической церкви, подвергали обычному церковному наказанию (постам, обязательным специальным молитвам) или взыскивали с них штраф. Еретических активистов, раскаявшихся до вынесения приговора, подвергали публичному телесному наказанию, заключали в тюрьмы. Не раскаявшихся до вынесения приговора еретиков сжигали на костре при стечении народа, при этом тех, кто раскаялся в ереси уже перед казнью, предварительно душили.

Публично сжигали не только упорствующих еретиков, но и еретическую литературу.

Сожжение еретиков на миниатюре из трактата по историографии Франции (создано между 1455 и 1460 гг.)
Сожжение еретиков на миниатюре из трактата по историографии Франции (создано между 1455 и 1460 гг.)

В конце Средневековья инквизиция стала преследовать как еретиков и людей, обвиненных в занятии колдовством, однако особое рвение в «ведьмофобии» — явлении, широко распространившемся в Европе XVI — XVII вв., проявили не католики, а протестанты.

Полная версия статьи на нашем сайте👇

Средневековая европейская цивилизация (часть II) - history-thema.com История - от древности до наших дней

Читайте здесь в ленте👇

Если было интересно, не забудьте про 👍. Заглядывайте ещё 👀. Оптимизма и позитивной зимы⛄!

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте