На лючке бензобака каждого автомобиля указана рекомендованная марка топлива. Полезно ли заливать горючее с более высоким октановым числом? Выясняем плюсы и минусы.
Что значит цифра в марке бензина?
АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100 – марки бензина. Что зашифровано в их названиях? Буквыаббревиатуры обозначают следующее: А - автотранспорт, И – подтверждение соответствия октанового числа исследовательским методом. Цифра – это и есть октановое число, которое обозначает устойчивость топлива к детонации.
Еще немного теории. Бензин с нужным октановым числом может получаться двумя способами: путем переработки нефти с процессами риформинга и крекинга, либо с помощью добавления присадок, которые повышают устойчивость топлива. Если в первом случае получается высококачественное топливо, то во втором качество сильно зависит от присадок. Разумеется, второй способ дешевле, и такого бензина большинство на российских заправках. Здесь важно понимать, что некоторые виды присадок могут провоцировать отложения в цилиндро-поршневой группе, засорять катализатор и EGR или оседать на свечах зажигания.
На что влияет октановое число?
Итак, октановое число свидетельствует об уровне устойчивости бензина к детонации, то есть преждевременному и слишком быстрому воспламенению в цилиндрах двигателя. И никак не говорит о его качестве.
Теперь о двигателях. Современные ДВС имеют высокую степень сжатия, то есть им необходимы высокооктановые марки бензина. Заливать в такой автомобиль 92-ой бензин плохой вариант. А что на счет более устойчивого?
Есть ли смысл заливать бензин с большим октановым числом?
Среди автовладельцев есть мнение, что использование высокооктанового бензина позволяет повысить мощность, улучшить динамику и при этом снизить аппетит силового агрегата. Действительно, многие водители говорят, что на бензине более высокой марки машина стала бодрее. Есть даже статистика, которая уверяет, что на некоторых двигателях улучшение показателей разгона составляет 7%, а экономичности 6%. К тому же, АЗС стимулируют своеобразную моду на высокооктановое топливо.
Но, если мы говорим о современных ДВС, конструктивно они настроены на конкретное октановое число: степень сжатия, угол опережения зажигания и способность ЭБУ компенсировать отклонение фактической марки бензина от заданной. То есть на более устойчивом топливе двигатель будет работать хорошо, но все-таки не так, как должен по задумке инженеров. Это справедливо и для атмосферных, и для турбированных ДВС.
В случае со старыми силовыми агрегатами разница в работе на предусмотренном топливе и высокооктановым будет заметна сильнее. Из-за низкой степени сжатия бензин просто не будет успевать полностью сгорать во время рабочего такта – он продолжит гореть при открытии выпускных клапанов. Рано или поздно они прогорят, ведь бензин с высоким октановым числом имеет бОльшую температуру горения. Это также может спровоцировать прогорание или расплавление прокладок и РТИ. К тому же, вы заметите возросший расход топлива.
Вместо заключения
Каким бы топливом вы ни заправлялись, не забывайте об уходе за двигателем и регулярной профилактике. Безразборная промывка форсунок каждые 20 – 30 тысяч км пробега и регулярное использование присадок для очистки топливной системы помогут сохранить динамику и мощность двигателя.