Найти тему

Дом, который построил Сэм. Культовые и редкие записи Sun Records в честь 101-летия со дня рождения Сэма Филлипса

Оглавление

Глава лейбла Sun Records Сэм Филлипс не мог знать, что будущее поп-музыки напрямую зависит от продукции его компании. В 1950-е годы скромная студия звукозаписи в Мемфисе утверждала новую моду. Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Джонни Кэш начинали свой путь именно здесь — в здании по адресу Юнион-авеню, 706.

Бесчисленное количество артистов прямо или косвенно отдавали дань уважения лейблу Sun. Некоторые даже совершали паломничество в Мемфис, чтобы ощутить на себе магию места.

Сэм Филлипс
Сэм Филлипс

Сэм Филлипс умел уловить и зафиксировать на плёнке чистую энергию. Практически вся американская музыка 1950-х вышла из его студии. Империя расширилась, когда в 1969 году продюсер из Нэшвилла Шелби Синглтон привёл новых артистов, охватывающих множество жанров от зайдеко до психоделии. Предлагаю удобный путеводитель по ярким моментам из жизни семьи Sun!

Howlin' Wolf «The Memphis Sessions» (1951-1952)

Когда Хаулин Вульф впервые вошёл в студию Сэма Филлипса в 1951 году, лейбл Sun Records ещё даже не существовал. Великий блюзмен и его группа записали серию треков, которые указали направление развития блюза. Филлипс перенаправил записи в фирму Chess, подготовив почву для перехода Хаулина Вульфа к статусу маэстро чикагского блюза.

Elvis Presley «That's All Right (Mama)» (1954)

Летом 1953 года 19-летний водитель грузовика Элвис Аарон Пресли зашёл в дом 706 по Юнион-авеню в Мемфисе, штат Теннесси. Под предлогом записи песен для дня рождения мамы он за четыре доллара напел в микрофон несколько вещей под гитару. Сэм Филипс пригласил начинающего певца на запись демонстрационной плёнки.

Вместе с басистом Биллом Блэком и гитаристом Скотти Муром Элвис спел парочку баллад, но куда круче им удалась импровизация на тему блюзовой песенки «Всё в порядке, мама». Сэм Филлипс вовремя нажал на кнопку записи. На свет появилась первая пластинка Элвиса Пресли.

Carl Perkins «Dance Album» (1957)

Когда дело доходит до классики рок-н-ролла, дебютным альбомом Карла Перкинса никак нельзя пренебречь. Кроме него, из первопроходцев рокабилли лишь Элвис Пресли выпустил полноценный альбом до 1957 года. Хлёсткие хиты из «Dance Album» Карла Перкинса — строительные блоки рок-н-ролла, которые вдохновят бесчисленные поколения музыкантов.

Jerry Lee Lewis «Jerry Lee Lewis» (1958)

Дебютный альбом Киллера 1958 года содержит взрывную коллекцию образчиков южного рок-н-ролльного безумия, которое привело легионы подростков эпохи Эйзенхауэра на путь погибели. Дополняют эту историю энергичные фортепианные буги-вуги и кантри-каверы, которые предвещают переход Джерри Ли к долгой и насыщенной карьере в русле классической американы.

Billy Lee Riley «Red Hot» (1957)

Билли Ли Райли не мог соперничать по степени известности с Элвисом или Джерри Ли Льюисом, но по части энергетики был им ровней. Фактически его группа функционировала как сессионная команда Sun. Звук Билли Ли Райли казался немного более безумным и опасным, чем у его современников. А разве не в этом заключена суть рок-н-ролла?

Johnny Cash «With His Hot and Blue Guitar» (1957)

Первый альбом Джонни Кэша содержит монументальную серию его ранних синглов, включая «Cry! Cry! Cry!», «Folsom Prison Blues» и «I Walk the Line». Пластинка также служит напоминанием о том, что до того, как Кэша перекупила фирма Columbia, в его музыке рокабилли было ничуть не меньше, чем кантри.

Charlie Rich «Twenty Golden Hits» (1959)

Начав карьеру в качестве сессионного музыканта Sun в конце 1950-х, будущий кантри-герой Чарли Рич записал для лейбла серию легендарных мелодий, метаясь между рок-н-роллом и откровенным ритм-энд-блюзом, время от времени переходя к госпелу. Его пение было увековечено в фирменной песне той эпохи «Lonely Weekends».

Roy Orbison «At the Rock House» (1961)

Рой Орбисон принарядился в чёрное и надел очки только в начале 1960-х. До этого он выступал в рокабилли-группе студии Sun. И хотя он не появлялся в чартах до тех пор, пока не превратился в обречённого поп-поэта с разитым сердцем, Рой и до этого умел удивлять. Такие треки, как «Ooby Dooby», предлагают настолько мощную дозу рокабилли, о какой можно только мечтать.

The Dixie Cups «Chapel of Love» (1964)

В середине 1960-х The Dixie Cups из Нового Орлеана дважды в течение года вошли в историю. Сначала девчонки из вокального трио записали хит «Chapel of Love», который стал хитом свадеб. Затем была «Iko Iko» — адаптация традиционной новоорлеанский песни, о которой можно почитать здесь. Обе мелодии вошли в дебютный альбом трио 1964 года.

Jeannie C. Riley «Harper Valley P.T.A.» (1968)

Заглавный трек концептуального альбома об изнаночной стороне консервативной Америки «Harper Valley P.T.A.» не только стал одним из самых популярных кантри-хитов всех времён, но и помог начать новую эру в кантри-музыке.

The Gentrys «The Gentrys» (1970)

Альбом группы из Мемфиса The Gentrys привнёс в каталог Sun Records свежие веяния от поп-мелодий с акцентами на духовых инструментах до размытого психоделического рока, усиленного кислотными блюзовыми риффами.

Johnny Adams «Heart & Soul» (1970)

Непревзойдённый представитель новоорлеанского ритм-энд-блюза Джонни Адамс выпустил свои классические сорокапятки в 1960-е. Но только в 1970 году появился его первый полноформатный альбом «Heart & Soul». Пластинка выполняет двойную функцию: собирает воедино ранний материал и указывает артисту путь дальше — в более современные фанк и соул.

Sleepy LaBeef «Downhome Rockabilly» (1979)

Голосистый великан Слипи ЛаБиф был героем первой волны рокабилли 1950-х годов. Но он не записывался для Sun до 1970-х годов. Этот человек из Смэковера, штат Арканзас, заслужил невероятный авторитет, преображая классику рок-н-ролла и ритм-энд-блюза мощью своего неповторимого голоса.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!