Как и все рассказы из этой серии, рассказ более художественный, чем документальный.
- Starting engine 2 (запускаем правый двигатель)!
Все. Полет почти начался...
Ссылка на первую часть:
Чисто формально (опять это слово!) время вылета, ну то есть начала полета, у нас исчисляется от момента закрытия дверей. Но я считаю началом полета тот момент, когда наш самолет обретает возможность двигаться самостоятельно. И этот момент вот-вот наступит. Запуск прост - включаем зажигание поворотной рукояткой, а после этого нужно перекинуть вперед всего один переключатель (engine master switch). И вот пошла раскрутка обортов N2 (турбины), подача топлива, вот уже вверх полезли и обороты N1 (вентилятора) и температура газов. А когда обороты N1 устаканятся в районе 19-20% то поперек указателя появится надпись "Available" - "Двигатель запущен, готов". Показываю большой палец на правой руке выпускающему технику (связь как обычно - приказала долго жить) и корчу зверскую рожу. В ответ он делает еще более зверское лицо и показывает двумя руками - "Все ОК!". Отлично. Вот теперь - мы уже сами по себе, от земли особо не зависим.
- Starting engine 1 (запускаем левый двигатель)!
Процедура повторяется еще раз. Оба двигателя запущены, продолжаем готовиться к полету: выполняем действия после запуска (отключаем ВСУ), читаем (строго по бумажке) чеклисты, докладываемся и запрашиваемся. Нам разрешают руление. Где-то в Европе я бы слушал маршрут руления очень внимательно, может быть даже поводил бы пальчиком по схеме аэропорта, а здесь... Здесь мы дома. Маршрут от нашей точки запуска до ВПП 06R я знаю не хуже диспетчера. Поэтому рулю не думая...
Вы посмотрите как тут красиво! Я, как и большинство пилотов, не очень люблю летать ночью. Недосып, усталость, отсутствие нормальной семейной жизни - это все понятно. Но вот ночные виды немного это все компенсируют. Аэропорт ночью это прежде всего огни. Белые, желтые, красные, синие, зеленые... Это красиво. Вот перед нами пытается проскочить к терминалу огромный Боинг 747 - белые фары, красные и зеленые БАНО, желтые ряды иллюминаторов, красный хвост... Работать на таком я бы не хотел, но... хорош, чертяка! Остановились на рулежке, на предварительном.
- You have control (бери управление)!
Ноль реакции.
- Командир, you have control. Вааадик!
- А? I have control (взял управление).
Засмотрелся наш Вадик на взлетающий перед нами такой же как у нас А320. Задумался. Может вспомнил что... Но вот он вырулил на полосу.
- You have control and communication (у тебя управление и связь)!
- I have control! Take off! (Взлетаем!)
На зажатых тормозах вывожу РУДы вперед до 50% N1 по TLA. Двигатели начинают набирать обороты, и, как всегда, делают это с небольшой вилкой. Вот они устаканились. Теперь можно отпустить тормоза и дослать РУДы вперед, в положение FLEX - сегодня мы взлетаем на пониженной тяге. Одновременно с Вадимом включаем секундомеры и покатились!
- Thrust set! SRS! Runway! One hundrid! V1! (Взлетная тяга, включился режим SRS, курс полосы, сто узлов, скорость V1) - доклады на взлете следуют один за другим. А вот и самый нужный доклад-команда:
- Rotate (подъем)!
Начинаю плаавно добирать сайдстик, тангаж растет... вжж, отрыв!
- Positive climb (положительная вертикальная скорость)!
- Gear up (убрать шасси)!
Все. Взлетели. Сейчас, не меняя конфигурацию, залезем примерно на 1200 метров и уж тогда... А пока наслаждаемся видом ночной Москвы. Вадик тут обломался, ха-ха! Вот до чего его довело стремление к левому креслу - при взлете с ВПП 06 ничегошеньки он не видит. Город-то у нас по правому борту! Поэтому он сидит и обиженно смотрит в приборы. А вот я не могу отказать себе в удовольствии оторваться от них и повернуть голову направо.
- Автопилот не? - Вадим обратил внимание, на то, что мы летим вручную.
- А? Да можно, в принципе. AP 2.
- Checked (проверил).
Это я задержался с включением автопилота. Такой штиль выпадает нечасто, вот мне и было интересно - это везде так или только у земли. Оказалось везде. А самолет лез все выше и выше... Вот уже мы убрали механизацию, вот перешли на стандартное давление, вот уже почти достигли крейсерского эшелона. А я все поглядываю в свою форточку... Москва, Люберцы, Жуковский. Вон аэродром ЛИИ, а там, чуть дальше, Домодедово. И, присмотритесь после ночного взлета (или перед посадкой) в иллюминатор - сколько вместе с нами одновременно бортов в воздухе. Днем их практически не видно, а сейчас, вон они - моргают всеми огнями. Красиво... Под нами Коломна, а вон и Рязань впереди светится... Наконец заползли на эшелон - на FMA вертикальный режим сменился с "CLB" (набор высоты) на "ALT CRZ" (крейсерский эшелон). Вот теперь можно и по кофейку, да?
- Пааам-паам-паам! - внезапно начала орать сигнализация. Ну все, насмотрелся я в окошко. Приплыли, точнее прилетели! Ну, что там у нас? Так-то понятно, что ничего критичного, иначе орала бы Master Warning, а не Caution.
- Fuel left outer tank high temperature! - озвучил Вадим сообщение ECAM.
"Высокая температура топлива в левом крыльевом баке". Да, бывает такая неприятность. Ну это не прям беда-беда, вот прямо сейчас мы не падаем, с этим можно жить какое-то время. Примерно две минуты, о чем я и напоминаю Вадиму:
- Ждем 2 минуты! А пока QRH! (справочник по отказам)
А сам отключаю сигнализацию - бесит же. Почему так? Почему ждем 2 минуты? Да просто потому, что я точно помню что написано в том самом QRH - "Данная сигнализация может быть вызвана сбоями в радиооборудовании, подождите 2 минуты, прежде чем предпринимать какие-либо действия!" Что и подтверждает Вадик. А помню я это потому что уже ловил такую проблему, вот и все. Заодно я помню и действия при таком вот отказе - снизить электропотребление, увеличить расход топлива, в крайнем случае - запустить ВСУ и отключить генератор с проблемной стороны. При чем тут генератор? Да так... Просто он охлаждается топливом и именно от него оно могло и нагреться. Впрочем, надеюсь что до этого не дойдет.
-Пропала сигнализация! Status - ok! - докладывает Вадим.
Вот и чудьненько. Видите, какой страшный отказ мы только что пережили? Со светомузыкой сигнализации. А пассажиры так никогда и не узнают об этом... Летим дальше.
Продолжение следует.
Ааа, и эт самое, напоминаю - я завел телегу: