Найти тему

Железнодорожный чай. Исторические феномены

Прежде чем начать рассказывать о том, как и где подают и пьют чай в разных поездах и вагонах, я хочу упомянуть о двух чайно-железнодорожных феноменах, которые когда-то давно были, а теперь их нет. В качестве перехода — потому что один феномен будет транспортным, а второй — про чаепития.

В 1915 году по Австралии начал ездить поезд с названием Tea & Sugar — «Чай и Сахар». Изначально этот поезд просто развозил провизию для рабочих, строивших Трансавстралийскую железную дорогу. А потом, когда железка была построена, стал своеобразной передвижной лавкой для жителей поселений, возникших у новой дороги. Состав поезда мог быть разным и зависел в том числе и от сезона — но там почти всегда был бакалейный вагон (где продавались чай и сахар), мясной вагон и вагон-офис, где можно было воспользоваться услугами банка. Время от времени к поезду цепляли медицинский вагон и, конечно, поезд развозил почту и выполнял функции стандартного товарняка и сервисно-ремонтного поезда для самой железной дороги. Шпалы подновить, гайки подтянуть, воду для паровозов залить в цистерны и все такое прочее.

Поезд Tea & Sugar для многих изолированных общин Австралии стал одним из ключевых факторов социальной жизни. К 1950-м годам в его составе появилась и детская «игрушкотека» и даже вагон-кинотеатр. День прибытия поезда назывался Tea and Sugar Day. И не то чтобы был праздником, все-таки поезд ходил регулярно и довольно часто — но определенную движуху в отдаленных поселениях создавал. Тем более, что под Рождество на чайно-сахарном поезде мог даже Санта Клаус разъезжать. Что, в общем, вполне разумно. Оленей в Австралии отродясь не было, а перемещаться старикану как-то надо было.

Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas
Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas

Развитие в Австралии транспортной сети и утрата необходимости в постоянном обслуживании железнодорожных путей постепенно снижали важность чайно-сахарного поезда. Бетонные шпалы и сварные рельсы требовали существенно меньше внимания, вода для паровозов стала не нужна по причине выхода паровозов из употребления, товары и почту стали доставлять автомобильным транспортом — и Tea & Sugar сначала стал ездить в меньшее количество мест, а в 1996 году и вовсе совершил свое последнее путешествие. Превратившись из феномена социального в феномен исторический — сейчас несколько вагонов этого поезда являются частью экспозиции Национального железнодорожного музея в Порт-Аделаиде. А о самом поезде пишут детские книжки.

Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas
Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas

История этого поезда, вроде как, совершенно нечайная. Но это пока она существует сама по себе. А поезд Tea & Sugar — это не единственный австралийский инфраструктурный проект, связанный с чаем. В Австралии есть еще Driver Reviver — проект стационарных и мобильных чайных. Которые работают на австралийских хайвеях и отвлекают водителей от безостановочного движения. Поэтому там подают чай хоть и в одноразовых стаканчиках, но без крышек — чтобы его нельзя было пить на ходу. И обязательно развлекают путешественников разговорами. Сейчас этот проект переживает не лучшие времена, спрос на чай и разговоры невелик, многие стационарные чайные закрывают — но тем не менее.

А если включить евразийский шовинизм и решить, что Австралия и Новая Зеландия — это практически одно и тоже, то можно вспомнить еще перепетую недавно песню новозеландских китобоев, в которой рассказывается о том, что по морю плывет корабль и везет чай, сахар и ром. И смело сформулировать гипотезу, что в австралийской и новозеландской потребительской культуре чай существует как продукт первой необходимости и важный инфраструктурный элемент. Конечно, выдвигать обобщающие гипотезы на основе частных феноменов довольно безответственно — но Австралия с Новой Зеландией далеко, так что сочинять про культуру этих стран всякие небылицы вполне безопасно.

Ну а второй чайно-поездной феномен из прошлого, о котором я хотел рассказать, просто приколен. Потому что в нем, помимо чаепитий, фигурирует еще и пылесос. В 1909 году в Америке, между Чикаго и Сиэтлом начал курсировать поезд Oriental Limited. Который предлагал своим пассажирам погрузиться в атмосферу актуальной роскоши. В качестве основных развлечений в рекламе указывались чаепития в вагоне с большими окнами, душевые кабинки и пылесосение для салонного вагона на глазах у изумленной публики. Ну то есть люди сидят в салоне, беседуют о разном — и вдруг туда заходит здоровенный негр с пылесосом, но делает совсем не то, о чем подумали все мои ровесники. А просит гостей поднять ноги и пылесосит. Я не шучу сейчас, такой сюжет есть в рекламных постерах.

Чай и пылесос. Read, Seen, Heard
Чай и пылесос. Read, Seen, Heard

Чаепитие с пылесосом — это в сто раз круче, чем чаепитие со стоянием на гвоздях. Раньше люди понимали толк в тонких удовольствиях.