Приветствую моих читателей и представляю отрывок из книги "Прочный корпус".
Возможно, вы когда-то читали сию простенькую историю.
Начнём. Пришло время, вернее, подошла очередь для покупки автомобиля. В эпоху тотального дефицита в 80-х в экипажах подводных кораблей очередь двигалась медленно и, вроде как, по-честному. За 7—8 лет в очереди на дорогую покупку скапливалась необходимая сумма. Но порой находились хитрецы, которым спуска не давали, если удавалось их уличить. Как в народе говорят: «На всякого мудреца довольно простоты».
Слава КГДУ (он же — Слава КПСС по прозвищу «Моряк»), к тому времени командир дивизиона БЧ-5, служит на своём дерзком «Ерше» в 3-й дивизии подводных лодок, недавно передислоцированной из Западной Лицы в Гремиху. Дождался радостного момента, и приятное событие случилось как раз перед отпуском. Собрался ехать в Мурманск на теплоходе, за свои кровные там выкупить в военторге новенькую «шахý» — ВАЗ-2106. И на ней поехать в отпуск в родной Севастополь. То, что ни разу за рулём не сидел и водительского удостоверения не имеет — сей пустяк абсолютно не смущал. Для подводника нет невыполнимых задач.
Но докатился недобрый слух, что Славу в очереди подвинули. Какой-то хитрый член, непонятно чего, обскакал, свесив ножки.
Горев, командир дивизии вызывает:
— Слава, новость для тебя неприятная. Получил указивку свыше: «Вне очереди обеспечить покупку автомобиля майору, в смысле капитану 3-го ранга». С дизелей прислали на должность командира атомохода.
Слава всем своим видом загрустил:
— А как же очередь? Несправедливость вопиющая, как всегда, найдётся хитрозадый. И что? Не найти на него прибор с винтом?
— Нет, не в силах наших что-то поменять. У него близкий родственник реальный член, говорят, в ЦК КПСС сидит.
Просидели несколько секунд молча.
Вдруг комдив предлагает:
— Слушай, а ты сходи к командующему, может, что решит для тебя.
«И действительно, чем бес не шутит?» — подумал Слава.
Командующего в гарнизоне уважительно называли «Дядя Саша».
Будучи курсантом на практике, Слава познакомился с Дядей Сашей, когда тот командовал вновь созданной 41-й дивизией атомных подводных лодок — первой в ВМФ дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667Б «Мурена».
Ситуация случилась забавная. Оказавшись на практике, впервые спустился на атомоход, походил неприкаянный по отсекам, не заблудился — уже подвиг. Заходит в центральный, там люди суровые и молчаливые сидят в маленьких креслицах-табуретках с вращением. В центре — большое кресло, похожее на авиационное, только более громоздкое. Слава, недолго думая, упал в кресло. Удобно, побери его туда-сюда!
Вдруг курсанта сзади кто-то обнимает со словами:
— Запиши в вахтенный журнал, сегодня суббота, а в субботу мы не ходим на работу.
Ерунда, что курсант водрузился в кресло командира, что по сути своей преступление. В тот момент происходил «момент истинны» — подводный крейсер как раз стрелял по полигону «Кура» на Камчатке из Д-9 (баллистической ракетой), пуск не получился, зашли на второй круг, по курсу стрельбы дежурила «Мариата» (судно разведки НАТО). Напряжение на пределе, а дядя Саша шутит над курсантом. Вот они: самообладание и вера в Победу!
Слава, уже старлей, заходит в гарнизонный продовольственный магазин. Там очередь. Впереди военный в чёрной фуфайке, на спине большими белыми буквами отпечатано «МО ВМФ».
На вопрос:
— Кто последний?
Фуфайка поворачивается и говорит:
— Проходи вперёд, теперь я последний, — узнал и добавил, — по субботам мы не работаем, по субботам отдыхаем.
Это был Дядя Саша, вот же память! Всего один раз пересекались.
К тому времени уже адмирал интересуется:
— Как успехи по службе? Помню тебя, прыткий. Из таких хорошие командиры лодок получаются.
— Не видать мне командирского мостика, потому как из механиков я, — весело, без нотки безнадёги ответил старлей.
— И правильно, кто на что учился, — резюмировал Дядя Саша.
Произошёл ещё один случайный момент встречи, после чего из-за Славы командующего лично взгревал Главком ВМФ Горшков. Но, как говорят, это совсем другая история. Обязательно позже поделюсь, если не забуду.
Получается, что Слава пересекался с командующим флотилией всего три раза. Зачем уважаемому адмиралу сдался какой-то капитан 3-го ранга? Но справедливость дороже — думал обиженный офицер.
Командующий принял. Сразу припомнил Славе пистоны, полученные от Главкома. Но выслушал суть незадачи.
— Да, проблема… намучаюсь я ещё с этим майором, в смысле капитаном 3-го ранга и его членом, я про родственника из ЦК, — тут же предложил. — А зачем тебе «шестёрка»? Есть «Волга»! Слава, будешь как я, только на белой и без водителя. Договорились?
Слава отпирался:
— Товарищ адмирал, так у меня денег только на «шестёрку», на «Волгу» пять тысяч не хватает.
— Не проблема, я тебе в долг дам.
— Зачем мне «Волга»? У неё расход двадцать литров на сотню. Собираюсь в отпуск на машине, а это семь тысяч вёрст в оба конца, — Слава стоял на своём.
Адмирал встал, подошёл к окну, посмотрел на скудную природу Гремихи — одни сопки и кусты в расщелинах да причалы с подводными красавицами. Долго думал, секунд пятнадцать.
Попросил адъютанта с кем-то связать по телефону:
— Искандер Даудович, тут такое дело, к тебе приедут два капитана 3-го ранга. Один с бумажкой, другой нет. Один красивый, наглаженный и чисто выбритый, другой помятый и поношенный, механик, одним словом. Пароль тот же. Не перепутаешь. Так вот, отдашь «шестёрку» механику, а тому, что с бумажкой скажешь, мол машины закончились, приезжайте в следующий раз, а мы его пока в море на полгода отправим.
Прощаясь, дал напутствие:
— Смотри, сделай всё по уму. Без человеческих жертв. А то знаю я тебя. Помню, как ты пульт ГЭУ ввёл без экипажа на борту и практически в море вывышел.
На том уважаемый адмирал и Слава по прозвищу Моряк, пожав крепко друг другу краба, и разошлись.
Дядя Саша — уважаемый человек:
Устьянцев Александр Михайлович (29.03.1931, г. Шумиха Курганской обл. — 02.02.1993, г. Москва), военачальник, подводник, вице-адмирал (1982). Окончил Владивостокское военно-морское подготовительное училище (1949), Тихоокеанское высшее военно-морское училище (1953), курсы офицерского состава подводного плавания при 51-м Учебном отряде подводного плавания Тихоокеанского флота (1954), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1961, с отличием), Военно-морскую академию (1970, с отличием).
Александр Михайлович оставил в душах людей, соприкоснувшихся с ним в жизни хотя бы раз, светлую память. Его любили и уважали все, с кем служил и работал: министры и рабочие, учёные и конструкторы, командиры кораблей и матросы. В январе 1993 года, после 43-летней календарной службы в Военно-Морском Флоте уволен в запас по возрасту. 2 февраля того же года, даже не успев ещё встать на учёт в военкомате по месту прописки, Устьянцев скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Вечная память адмиралу!
Хорошая история от Славы Коновалова. Продолжение завтра…
-----------------------------------------
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Не забывайте подписываться на канал. Всегда Ваш. Борис Седых:)
Больше записок подводника читайте здесь
------------------------------------------
Желающих приобрести мои книги, прошу по традиции обращаться к редактору Светлане +79214287880
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах: