Найти тему
Бумажные комиксы

«Болотная Тварь» Алана Мура и работавших с ним художников во главе со Стивеном Р. Биссеттом: «Издание делюкс. Книга вторая»(Америка как Ад)

На болотах живёт чудовище. Это знают все. {…} Следы были 13 дюймов длиной, шаг – 57 дюймов, и кое-кто считал, что это, вероятно, медведь из Атчафалайя-Бейсин. Кое-кто другой не поверил, потому что обычно медвежьи следы – дюймов шесть. Но ведь с историями про чудовищ вечно так, нет? Дополнительных улик не доищешься… И чудовище – главным образом вопрос веры.

«Болотная Тварь» – потрясающая книга, что первый том, что второй.

Быть может, второй том даже покруче первого. Там мы становились свидетелями рождения этого героя, здесь он набирает мощи. Его работа над собой увеличивает как географию повествования (от своего нового знакомого – Джона Константина – Болотная Тварь узнаёт, что способен произрасти где угодно, в любой точке мира с хоть каким-нибудь намёком на растительность: «В прошлый раз… регенерация… заняла недели… теперь… какие-то часы»), так и количество сюжетов. В ряде из них из главного персонажа Болотная Тварь превращается в стороннего наблюдателя, до поры до времени не вмешивающегося в происходящее.

Я… пробудился… {…} Я… регенерировал… из растительной ткани… не тронутой… стимулятором биовосстановления… Мне он… больше… не нужен… Я узнаю… столько нового… о том, кто я есть… И это знание… постепенно… меняет меня…
Но во что… я… превращаюсь… Чем становлюсь? Я выжидаю… здесь… расту… и изучаю… этот организм… который есть я. Порой… его странность… и сложность… повергают меня… в трепет… Порой… меня едва не пугают… мои возможности…
Задняя сторона обложки графического романа Алана Мура и художников Стивена Р. Биссета, Джона Тотлбена, Рика Витча, Стэна Уока «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Задняя сторона обложки графического романа Алана Мура и художников Стивена Р. Биссета, Джона Тотлбена, Рика Витча, Стэна Уока «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Сам роман, по сути, превращается в набор полных жути рассказов – самостоятельных историй о чёрном сердце Америки, критикующих самые разнообразные её пороки. Но благодаря связующему звену – в качестве которого и выступает Болотная Тварь, переходя «от одного безумия к другому», – все эти хоррор-байки сводятся в итоге к единому знаменателю: познав мир во всём его низменном уродстве, «последний растительный элементаль на планете», наделённый как необыкновенной силой, так и невообразимой чувственностью, должен будет каким-то образом заступиться за всё живое – и спасти всех нас от того Зла, что тысячекратно опаснее и страшнее всех прочих напастей.

– Я пришёл… в поисках знания. Нависла великая угроза… Я должен знать… как лучше всего… использовать свою силу…
– Силу? Не в силе дело. Покой внутри – таков путь дерева. Сила грозит гневом, а гнев подобен лесному пожару. Избегай этого.
– Я… Я не знаю. Я обошёл целую страну… повидал… Много зла… И это терзает… мой разум… Справедлива ли природа… гадаю я… если допускает такое…
– Плоть колеблется. Дерево знает. Если хочешь понять зло, пойми кору, и корни, и червей земных. В этом мудрость лесного царя.
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
– Я обошёл… всю Америку… Увидел неописуемые ужасы… Познал правду… что не принесла мне… счастья. При чём тут… моя… одиссея?
– Чем больнее для души правда, тем сильнее дух… А когда закончится физический кризис, сила духа пригодится.

Откровенно пользуясь своим служебным положением, в середине 1980-х Алан Мур нагло и бесцеремонно превращает комикс – произведение, казалось бы, развлекательного формата – в едкий и зачастую неприятный (для кого-то) памфлет, не просто указывая на болевые точки Соединённых Штатов, но нажимая на них – да так, что впору кричать. Его «Болотная Тварь» – высказывание во многом политическое, что ни тема (тут это называют «всплесками сверхъестественного») – то предмет для обширнейшей национальной дискуссии. Здесь поднимаются уже не просто и не только проблемы экологии, но вопросы куда как более широкого толка.

Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Как утилизированные не должным образом радиоактивные отходы влияют на здоровье людей, проживающих поблизости подобного рода свалок? Несут ли оружейные промышленники ответственность за то, к чему привело использование их пистолетов и ружей? Так ли уж искоренён расизм на американской земле, как кому-то уже, наверное, кажется?..

«Отходы». Вот это как называют. Отходы от ядрёного синтакса. Людям вроде как вредно. {…}
Мы подписались на ядрёную энергию. Не прикидываться же, кабута этого не было. «Природная энергия»? Да иди ты! Как ты машину заведёшь на ветряках и гидротурбинах? Вот ты мне скажи.
Видишь? Нечего сказать! Тут нужен ядрёный синтакс! …А ещё же оборона! С этих АЭС куча всякого идёт на ракеты… Закроешь АЭС – мы в колхоз угодим, будем там водку хлебать!
Мы подписались, Эд! Подписались как американские граждане! Я подписался… И ты… Все подписались!
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
– То есть вы знаете, что он возвращается?
– Да, у меня уже сложилось такое впечатление. Загвоздка в том, что никому не ясно, кто возвращается и откуда. Джудит говорит, что научная сила. Бенджамин Кокс – что первобытный монстр. Все сходятся на том, что нам осталось около года.
– Хмм, меньше, по-моему… Сатана, мистер Константин. Имя нашему недругу – Сатана, и он возвращается.

Мур настолько ничего не боится, что без тени смущения «спекулирует» даже на такой крови, о которой на публике вслух говорить вроде как не принято: ладно ещё в одной главе у него промышляет серийный маньяк-убийца, но в центр другой автор ставит женщину, переживающую не только, скажем так, кризис самоидентификации, но и… критические дни. Для своего времени это звучало как «оскорбление всей индустрии» (цитирую по примечаниям Анастасии Грызуновой): «менструация оставалась серьёзным табу» – но не для Алана Мура.

А ещё тут есть живущие под водой вампиры и восстающие из-под земли мертвецы, между прочим.

Ещё одно чудовище мертво. Сколько их ещё? Сколько ещё… Пока из страны… не будут выжаты все кошмары… без остатка?
Константин… водил меня бесплодными краями… обещая знание… но показывал… только ужас… за ужасом… Их… не похоронить… Не забыть… Не бросить… И не уйти…
Как… разглядеть систему… в этом бессмысленном конкурсе… зверств?.. Как прочесть… правду… по внутренностям… Америки?.. И есть ли… правда?
Какой-то бред…
Я пытаюсь… втиснуть… в стройную логику… безумие, что ворочается… в глубинах этого континента… этого мира… Но сегодня… я заглянул в глаза человеку… и на миг увидел там бездну…
И я боюсь… что она… без дна…
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Они сволочи. Жестокие, тлетворные убийцы и сволочи. Увидели, что надвигается кризис, и постепенно нагнетают, настраивают всех на нужный лад… Они влиятельные и по всему миру выдавили наружу всю черноту. Я тебе показал только те горячие точки, где тебе вроде как было чему поучиться. В своих странствиях ты отчасти повидал черноту в недрах этого континента. Пойми то, что увидел. Это важно. Потом от этого будет зависеть всё… Но важно понять и другое: эта тьма в сердце Америки – капля в море по сравнению с тем, что навлечёт на нас Брухерия. Капля в море.

Но в любом случае: за разработку какой бы темы он ни взялся, Мур ни в коей мере не забывает про читательский интерес и мастерски нагнетает и поддерживает то напряжение, что магнитом притягивает нас к каждой странице.

Читать «Болотную Тварь» не просто интересно, а ОЧЕНЬ интересно. Книга захватывает, интригует, не отпускает – и ведёт нас по пути, который одновременно как ошеломляет, так и опустошает.

Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Неужто всё настолько плохо? – волей-неволей задумываешься вместе с изумлённым героем, созерцая все эти ужасы и морально готовясь к чему-то, что окажется ещё ужаснее. – Есть ли у человечества шанс на спасение?..»

Как ни странно, прошли десятилетия – а поставленный некогда вопрос по-прежнему актуален.

У тебя на глазах творится история. {…} По результатам моих изысканий земные затычки разных бочек успешно пробудили ужасную первобытную тень, что спала в хаосе за границей ада. Информированные источники ожидают, что Мрак через загробный мир двинется в наступление на обитель Света. И все выбрали сторону – в зависимости от того, на чью победу рассчитывают. {…} Это тебе не падший ангел и не левиафан… Небеса сразятся с самой душою Мрака. Полным отсутствием божественного света. {…} Это совершенный Мрак. Совершенный Свет. Силы и ставки фундаментальны и абсолютны… И кто бы ни был сегодня окончательно уничтожен, изменится всё. На этом поле боя все наши истории о хорошем и дурном могут достичь бесспорного финала…
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
– Кто-нибудь, объясните, что тут творится.
– Я… не знаю. Мысли путаются… В голове картинки… Страшные картинки… Столько крови… Такие зверства…

Сказать, что «Болотная Тварь» Алана Мура – шедевр, ну вот правда – ничего не сказать. Это нечто совершенно грандиозное, фантастическое, великолепное. Это определённо выше обычных, традиционных, среднестатистических похвал – и по своему накалу, и по уровню воплощения.

Это – ДРУГОЕ.

Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Алана Мура «Болотная Тварь. Книга вторая» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Если вы как-то слышали, что Алан Мур – гений, но не имели ещё повода или возможности в этом убедиться, то вот – пожалуйста.

Если вы не только слышали, но и сами давно об этом знаете – то тогда что мне это вам доказывать?..

Если вы прочтёте эту книгу и вам не понравится, то…

То даже не знаю.

Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, и все эти времена были разом. Настал конец, и под конец уже не хватало слов, чтобы всё это объять.
Обложка графического романа Алана Мура и художников Стивена Р. Биссета, Джона Тотлбена, Рика Витча, Стэна Уока «Болотная Тварь. Книга вторая»© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Алана Мура и художников Стивена Р. Биссета, Джона Тотлбена, Рика Витча, Стэна Уока «Болотная Тварь. Книга вторая»© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Бумажные комиксы»: впечатления. Выпуск 6: совершенно прекрасные и во всех отношениях замечательные графические романы!!!

«Болотная Тварь» Алана Мура и работавших с ним художников во главе со Стивеном Р. Биссеттом: «Издание делюкс. Книга первая»

«Болотная Тварь» Тома Кинга: «Время святых»

«Бэтмен» Алана Мура и Брайана Болланда: «Убийственная шутка»

«Супермен» Алана Мура: «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»

«Супермен» Алана Мура: «Человеку, у которого есть всё…»

«Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса

«V – значит Vендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда

36-й анонс «Бумажных комиксов»: одиннадцать прекрасных новинок – от предпоследних «Сказок» до загадочного «Мистера Чудо»

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!