Найти тему
Мир кораблей

Как Пушкин подлодкой командовал. История «Лиры»

Оглавление

23 июня 1960 года в свет вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 704-290 «О создании опытной скоростной АПЛ проекта 705. Даже на сегодняшний день требования, выдвинутые конструкторскому бюро «Малахит», выглядят весьма нетривиально, если не сказать невыполнимо. Глубина погружения до 450 метров, подводная скорость хода 45 узлов, автономность 50 суток, а в качестве энергетической установки — ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем. При этом водоизмещение подлодки по техническому заданию не должно было превышать полутора тысяч тонн, а управление рассчитывалось на экипаж всего из 15 человек.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Проектирование и дальнейшее серийное производство субмарин проекта 705 ставило перед отечественным ВПК задачи, с решением которых ещё никогда не приходилось сталкиваться. Первоначальное техническое задание пришлось скорректировать, в результате чего головной корабль проекта К-64 был заложен лишь 2 июня 1968 года. И это при том, что по плану подлодка должна была выйти на ходовые и государственные испытания в 1965-ом году, а к 1970 году пойти в серию.

К-64 была спущена на воду 22 апреля 1969 года. Потребовалось ещё полтора года на устранение недочётов и неисправностей, вызванных форсированными темпами постройки.

К-64 на стапеле Ново-Адмиралтейского завода незадолго до спуска на воду
К-64 на стапеле Ново-Адмиралтейского завода незадолго до спуска на воду

Тактико-технические и массогабаритные характеристики подводной лодки К-64

Проект — 705 «Лира»

Тип — ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная)

Надводная скорость хода — 14 узлов

Подводная скорость хода — до 41 узла

Рабочая глубина погружения — 320 метров

Предельная глубина погружения — 450 метров

Автономность плавания — 50 суток

Экипаж — 32 офицера

Вооружение — 6 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра

Боезапас — 20 торпед или 24 мины

Надводное водоизмещение — 2300 тонн

Подводное водоизмещение — 3180 тонн

Длина по КВЛ (конструктивной ватерлинии) — 81.4 метра

Ширина корпуса (наибольшая) — 10 метров (13.5 со стабилизаторами)

Осадка по КВЛ — 7.6 метра

Лишь в ноябре 1970 года К-64, наконец, совершила первый самостоятельный выход в море. Объём работ по «доводке» был настолько велик, что подписание акта военной приёмной комиссии с последующим вступлением подлодки в строй ВМФ произошло только спустя год — 31 декабря 1971. Однако на этом чёрная полоса К-64 не закончилась. Потому как ещё в ноябре 1971 года на субмарине обнаружилась первая серьёзная неисправность. Во время проведения швартовых испытаний из строя вышла одна из петель первого контура ядерного реактора. Поломку локализовали к концу месяца, после чего К-64 ушла на ходовые испытания. Но последствия не заставили себя долго ждать.

Подводные лодки проектов 705 и 705(К) в базе
Подводные лодки проектов 705 и 705(К) в базе

23 января 1972 года экипаж К-64 сдал первую курсовую задачу, а 28 января подлодка вернулась в Западную Лицу. 31 января вышла из строя вторая петля первого контура реактора. Устранить неисправность имеющимися силами было нельзя, поэтому К-64 перевели в резерв для дальнейшего глубокого ремонта. Однако время было упущено. Жидкий металл первого контура охлаждения образовал «тромб», ликвидировать который оказалось невозможно. В апреле 1972 года реактор К-64 заглушили навсегда. Через месяц подлодку на буксире перевели в город Полярный для докования, откуда она отправилась в Северодвинск на судоремонтный завод «Звёздочка». Там К-64 пробыла больше года, до июня 1973. Впоследствии носовая часть #лодки будет отделена и в октябре 1973 года транспортирована в Ленинград, где продолжит эксплуатироваться в качестве стендового тренажёра. Кормовая часть останется в Северодвинске и будет постепенно утилизирована.

Подводная лодка Б-123 проекта 705(К) в сухом доке
Подводная лодка Б-123 проекта 705(К) в сухом доке

9 февраля 1978 года К-64 исключили из состава ВМФ. В июне было решено деконструировать и в дальнейшем утилизировать носовую часть подлодки. В том же году разобрали последние кормовые отсеки. 31 декабря 1978 года последний технический экипаж, обслуживавший К-64, был расформирован. Так печально закончилась #история головного корабля проекта 705.

В контексте рассказа о К-64 нельзя не упомянуть экипаж, в особенности командира, отвечавшего за освоение и управление новейшей подводной лодкой советского ВМФ. Формирование экипажа началось 16 октября 1962 года, за 6 лет до того, как подводная лодка была заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского завода. Командиром будущей К-64 назначили Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич

Он родился 22 октября 1929 года в городе Балашове Саратовской области. Несмотря на то, что приходился полным тёзкой русскому поэту, никаких родственных связей с ним не имел. Его отец, Пушкин Сергей Иванович, владел мельницей и несколькими магазинами, мать, Кобяшова Анфиса Ивановна, была дочерью поручика Лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1946 году он окончил школу с золотой медалью и поступил в Саратовский автомобильно-дорожный институт имени В. М. Молотова на направление «Технология машиностроения». Однако уже в 1948 году Пушкин оттуда отчислился, так как успешно сдал вступительные экзамены в Каспийском военно-морском училище имени С. М. Кирова.

Окончив КВВМУ, он получил назначение на Камчатскую флотилию ТОФ, где прослужил с 1952 по 1953 год. В ноябре 1953 года получил перевод на Каспийское море. В июле 1956 года на подлодке С-282 (командир ПЛ А. Ф. Дубивко) совершил переход в Молотовск (Северодвинск) и там оказался в 162-й бригаде 33-й дивизии подводных лодок Северного флота. Спустя два года окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, после чего был назначен старшим помощником командира подлодки К-33. В 1961 году Пушкин занял место командира.

Подводная лодка К-33 проекта 658
Подводная лодка К-33 проекта 658

Под командованием Пушкина К-33 провела 6 автономных плаваний, пройдя 11846 морских миль, из них 9611 под водой.

В октябре 1962 года Пушкин попал в формирующийся экипаж подводной лодки К-64 проекта 705. Командовал субмариной до 1972 года. За время испытаний и опытной эксплуатации экипаж под его управлением прошёл 3482 морских мили, совершив при этом 21 погружение.

Подводная лодка проекта 705 в море
Подводная лодка проекта 705 в море

В апреле 1971 года началось серийное производство подводных лодок проекта 671РТ. В дальнейшем предполагалось свести все лодки данного проекта в отдельную 33-ю дивизию 1-й флотилии АПЛ. Ответственность по формированию дивизии была возложена на Пушкина. Позднее он займёт должность начальника штаба, а в июне 1974 года — командира дивизии. Через два #года он был произведён в звание контр-адмирала.

С 1978 по 1987 год Пушкин занимал пост главного редактора ежемесячного журнала «Морской сборник». За десять лет работы в редакции из-под руки Пушкина вышло более 200 научных работ в области истории военно-морского искусства, за что его удостоили степени доктора исторических наук. Помимо этого, Пушкин был избран академиком Российской академии естественных наук.

Он вышел в отставку в 1987 году, прослужив в ВМФ 27 лет. В 1992 году учредил и возглавил международное Пушкинское общество, целью которого стало увеличение в обществе знаний о великом русском поэте, а также объединение его потомков и потомков его друзей. Кроме этого занимался творчеством: писал картины маслом, сочинял стихи, играл на фортепиано, практиковался в пении. По свидетельствам сослуживцев и друзей, в совершенстве владел английским и французским языками.

Александр Сергеевич Пушкин умер 27 марта 1997 года, в возрасте 67 лет. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

-9

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: