Найти тему
Узнай Уйский район

село Аминево

Оглавление

Административный центр Аминевского сельского поселения.

Дата основания: 1746-1747 гг.

Население : информация уточняется

История:

1746 - год основания села, когда здесь поселился Амин Ибрагимов из казахского рода Джагылбайлы. За селом было закреплено более 30.000 десятин земли, которые простирались от Санарского бора до Уйского бора. В конце 18 века и первой половине 19 столетия на аминевские земли расселятся татары и башкиры.

В 1835 году село полностью погорело, в огне исчезли межевая книга и план земель.

В 1837 году жители Аминево подписывают договор о добровольном вхождении в Оренбургское казачество и объявляют себя казаками.

С 1970-х гг. большое внимание уделялось эстетическому воспитанию учеников: в школьный курс были введены уроки игры на музыкальных инструментах и национального танца. В 1990-е гг. возобновилось преподавание татарского языка, открылся школьный музей национальной культуры и истории.

В селе до настоящего времени развиваются народные промыслы: вышивка крестом и гладью, ручное ткачество, резьба по дереву.

В селе имеются клуб, школа, фельдшерско-акушерский пункт.

Исторически значимые места

Мечеть в Аминево

Мечеть в Аминево, 2023г. Фото Зайнуллиной С.
Мечеть в Аминево, 2023г. Фото Зайнуллиной С.

Аминевская мечеть сегодня считается  одним из исторических храмов мусульман Челябинской области. В  2018 году в августе  село праздновало 110 летний юбилей  Аминевской мечети.  110 лет назад наши предки показали пример того, как можно общими усилиями созидать, строить, несмотря на сложные и трудные времена. Действительно, за свою историю Аминевская мечеть пережила разные невзгоды.

В 1800г. – первая мечеть открывается в Аминево, построенная внуком Амина – Габдразакам.

1835г. – пожар, село сгорело до тла.

1863г. –  мечеть на средства жителя села Аминево – Габдельмажита Мунасыпова

1889г.-  мечеть на средства купца (бай) Троицка -  Гайнетдина Вахитова

1908г. –  пожар, сгорело половина села, в том числе школа, мечеть.

1908г. - купец из Троицка Гайнетдин Вахитов вновь выделил денежные средства на строительство мечети и был заложен  первый камень  под  строительство.

1910г. – мечеть строят на средства купца (бай) города Троицка Вахитова Гайдина.

В 1920 году мечеть закрывают. Религия в стране под запретом. Но жители села, нарушая закон, стали собираться в частных домах и на кладбище, делали коллективные намазы, читали салаваты и маулиды, а также за упокой усопших, благодаря  чему аминевцы никогда не забывали о своих традициях. За всю историю существования Аминево в селе  было возведено четыре мечети, но только одна сохранилась. Долгие годы в мечети была школа. Только в 1973 году школа из мечети перешла в новое двухэтажное здание.  Затем был клуб.  Счастье этого здания в том, что оно всегда давало людям радость.

Красивые места на природе

Менгиры – это простейшие сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для позднего неолита и энеолита, то есть 4- 3 тысячелетия до нашей эры. Каменные столбы были грубо обработаны, и в большинстве своём их вертикальные размеры сильно превышали горизонтальные. Некоторые менгиры достигали в высоту 20 метров(например, известен такой менгир во Франции). Менгиры устанавливались как одиночно, так и целыми группами. Форма их, как правило, неровная,часто сужающаяся кверху. На наиболее простых и древних объектах нет никаких рисунков, однако со временем на менгирах начинают появляться разные орнаменты, а также изображения предметов. Менгиры – практически первые сооружения созданные человеком и дошедшие до наших дней. До сегодняшнего времени учёные не могут выяснить точное предназначение менгиров. Выдвигается много версий, среди наиболее вероятных: культовое значение (символика центра, определение границ владений), возможно вокруг менгиров хоронили умерших, совершались различные ритуальные жертвоприношения. Вероятно, и то что менгиры в древности исполняли роль древних обсерваторий: наблюдение за звёздами,Солнцем и другими астрономическими объектами. Выступали менгиры и как часть системы оборонительных сооружений.

Арба-Суккан-Тау, гора близ села Аминево. Назван в переводе с башкирского, означает «гора, разбившая телегу», где арба — «телега», суккан — «разбивать», тау — «гора». О происхождении названия села говорится, так в старину по пятницам на этой горе устраивались увеселительные игры. Разгулявшиеся крестьяне решили прокатиться с горы на телеге. Телегу сильно разнесло и разбило. Это забавное событие и запечатлено в названии горы. Название в переводе с башкирского означает «гора, разбившая телегу». О происхождении названия в селе говорится так: в старину по пятницам на этой горе устраивались увеселительные игры. Разгулявшиеся крестьяне решили прокатиться с горы на телеге. Телегу сильно разнесло и разбило. Это забавное событие и запечатлено в названии горы. Другое толкование: «гора, где ударила телега». По рассказам старших и пожилых людей на эту гору за сосной, которая росла в то время на горе, приехал один мужик. По какой-то причине лошадь пала. Мужик решил тащить телегу домой. Гора очень крутая, у него не хватило сил удержать телегу, и она сильно ударила мужика. Другое название горы Кутейка.

Гора Арба-Суккан-Тау, автор фото неизвестен.
Гора Арба-Суккан-Тау, автор фото неизвестен.

Родники

Водопад - удивительное и одно из самых редчайших явлений природы, Роскошная демонстрация величия и силы воды. «Аминевский водопад» Со всего района люди собираются в этом месте, чтобы запечатлеть это прекраснейшее зрелище. Люди восхищаются и любуются водопадом с замиранием сердца.В Аминевском сельском поселение обнаружено 3 родника. Дом Амина был построен на горке под названием «Чишма тавы», то есть гора с ключевой водой. Этот источник исчез в 1972 году. История исчезновения родника рукотворная, говорят, одному из жителей села показалось, что воды в роднике не слишком много, пригнал трактор, вырыл яму, наверное, в надежде, что воды будет целое озеро. Но родник исчез, недоброе дело было сделано. Затем он появился чуть ниже, а потом опять исчез. Через много лет он появился в реке Уй, в ста метрах севернее от первого родника. Люди села Аминево поставили бетонный круг, чтобы можно было набирать родниковую воду. Затем и он исчез и появился в 5-6 метрах восточнее на берегу реки Уй.

Памятники

Памятники павшим в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война – это самая страшная, самая кровопролитная война за всю историю человечества.  Большой вклад в дело победы внесли аминевцы. Из нашего села ушли на фронт 214 человек 118 молодых и здоровых парней не вернулись с полей сражений. Люди задумались  о том, как сохранить память о людях, не пришедших с полей сражений, павших за Великую Победу над фашизмом. В 80-х годах директором совхоза «Аминевский» был Сайбулов Иван Расулович. Человек очень талантливый, обладающий большими организаторскими  способностями, вложил много умений и труда, чтобы наше хозяйство отвечало всем тем требованиям, которые были приемлемы для тех лет. Как директор совхоза он был душой общества. Вот он то и предложил создать памятник павшим своими силами. Решение было принято на одном из рабочих собраний. Все единодушно приняли решение внести свою лепту в создании памятника. Эскизы были взяты из журнала «Огонёк» и работа закипела. Было удачно выбрано место: это площадь, где происходят мероприятия. Памятник был отлит из цемента.   Отливала бригада из города Златоуста.  Оформлением памятника занялись ветеран педагогического труда учитель математики Идрисов Г.Г., учитель труда Колмурзин М.А.

Памятник павшим в Великой Отечественной войне, с. Аминево. автор неизвестен
Памятник павшим в Великой Отечественной войне, с. Аминево. автор неизвестен

Обелиск памяти.

Обелиск воинам-односельчанам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Из Магадеево на фронт ушли 34 человека, из них вернулось только 7.

Легенда

По рассказам наших дедов и отцов, из казахского народа из рода Джагылбайлы жил очень богатый мирза по имени Нурек. Переселившись из окрестностей Бухары к озеру Чалкар-куль, он основал новое поселение. Основным богатством мирзы были кони , счёт которых никто не знал. Табуны коней занимали девять тагуёв. Однажды молодой табунщик рассказал мирще , что в окрестности появился старый лев, который калечит коней. Эта весть удивила мирзу. Перед мирзой встала дилемма- убить старого льва или перегнать коней. Но мирза принимает другое решение… Каждый день, недалеко от логова льва начали привязывать по коню в дереву. Лев не слишком себя утруждая, имел каждый день на своё свежее мясо . Однажды, привязанная к дереву кобыла осталась нетронутой старым львом. Это озадачило мирзу. По приказу мирзы, к дереву, около логова, привязывает молодого жеребца, покалеченного волками. Но и этого жеребца лев не тронет. После этого лев покинет эти края .Снова в этих краях наступит спокойствие и благодать.Так проводя жизнь в мире и спокойствии у озера Чалкар- куль, жена Нурека мирзы по имени Тайду родит сына. Сына назовут Чура. Через несколько лет родится второй сын, назовут его Ширин, Оба сына Нурека мирзы росли физически сильными и непогодам умными. Были любимцами всего рода.