Позвольте угадаю, что вы проходили мимо этого дома примерно тысячу раз, а заходили внутрь абсолютно ноль*? Вот и я также до сегодняшнего дня. А вот зря мы это делали! И вот почему.
*а кто делал не так, перед теми снимаю шляпу!
Родословная княжеского рода Белосельских-Белозерских идёт от Владимира Мономаха Рюриковича. Древний, богатейший род всегда был при царях: мужчины служили отечеству на военных и государственных должностях, а женщины становились фрейлинами и статс-дамами императриц.
Первая часть фамилии семье досталась по названию земель, откуда род происходил, а вторую даровал император Павел I за заслуги перед отечеством.
Недвижимости у семьи было много, но самый заметный в Петербурге - одноименный дворец на Невском проспекте. Кораллового цвета изобильно украшенный особняк невозможно не заметить, а проект его утверждал сам император Николай I с позиции "мой вид из окна". Семья этого императора до коронации постоянно, а после наездами, проживала во дворце напротив - в Аничковом.
Первый дворец появился тут еще в середине 18 века и выглядел весьма скромно: два этажа в трендовом тогда, классическом, стиле. Но мода была стремительна, а возможности семьи не ограничены, поэтому дворец быстро перестал удовлетворять потребностям хозяев и в середине 19 века исправить это был приглашен самый востребованный архитектор империи - Андрей Иванович Штакеншнейдер.
В то время мастер много работал для императорской семьи: Николаевский, Ново-Михайловский и Мариинский дворцы, интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Знатному роду отказать не смог и создал великолепное здание в стиле эклектика: переработанный стиль растреллиевского барокко на фасаде и витиеватое рококо в интерьере.
Так и представляю себе, как Эспер Александрович Белосельский-Белозерский диктует ТЗ своему секретарю для передачи зодчему: Дворецъ выстроить шикарный изысканный, чтобы вѣсь свѣтъ общества умѣщался для мазурки и самъ Императоръ не брезговалъ гостить, угощаться и вальсировать. Андрей Иванович успешно справился с задачей: все императоры от Николая I до Николая II не раз бывали на балах в этом дворце.
Белосельские-Белозерские знали толк в светских развлечениях: их приемы сравнивали с царскими по накалу развлечений и по изобилию на столах.
К сожалению, кризисы случались во все времена. К концу 19 века семья Белосельских-Белозерских потеряла свои капиталы, влезла в долги...и была вынуждена рассчитаться с казной дворцом. Так в 1884 году особняк стал свадебным подарком для Сергея Александровича (младшего брата Александра III), и его супруги - немецкой принцессы Елизаветы Гессен-Дармштадтской.
Свадебные торжества проходили в том числе и в этом дворце и есть основания полагать, что возможно именно в стенах этого дома впервые встретились Ники и Аликс - последняя императорская чета. Племянник жениха и младшая сестра невесты несомненно присутствовали на торжестве и именно с 1884 года Николай II упоминает имя своей будущей жены в своих дневниках. Романтично так.
Пройдёмте же!
Пройдя сквозь резную дубовую входную группу мы попадем во "дворик": где распашная лестница с балконами пригласит подняться в парадные залы. Сейчас дворец частично на реставрации и открыта только левая часть лестницы, но это совсем не мешает осознать ее великолепие. Зеркало в центре позволяет хозяевам наверху видеть, кто зашел, а гостям увидеть наряды встречающих, благодаря этому все заранее могут подготовить приветственные комплименты.
В парадной столовой был накрыт ужин в тот самый свадебный день, когда Романовы породнились с родом Гессен-Дармштадтских. И возможно именно тогда 16-летний будущий Николай II влюбился в 12-летнюю Алису, которой через 10 будет суждено стать Императрицей Российской.
Хрустальная люстра и французская живопись 18 века оригинальные, а восстановленный лепной декор сообщает о назначении интерьера: итальянские детишки путти держат подносы с фруктами, овощами, рыбой, дичью.
Большой обеденный зал площадью 200 квадратных метров служил обеденной зоной на балах при Белосельских-Белозерских, а при Сергее Александровиче стал ещё и портретной галереей: со стен зала вся династия Романовых взирала на гостей. Картины впоследствии были переданы в музей имени Александра III (сейчас Русский музей), а металлические крепления для них висят до сих пор.
Вообще, зал восстановлен, но кое-что не покидало этих стен никогда: душники системы отопления и бронзовые светильники по эскизам Андрея Штакеншнейдера, а также его шуточки: атланты и маскароны здесь не держат ничего, являются украшением, но только посмотрите как легко одной рукой "поддерживают" потолки женщины и с каким надрывом делают эту же работу мужчины.
Зеркальный или бальный зал принимал гостей для танцев. Тайминг на балах был такой: полонез, вальс, мазурка, перерыв на ужин и снова танцы до утра, которые заканчивались котильоном. В неформальном церемониале приглашение «на котильон» считалось сигналом окончательного выбора кавалером своей дамы. И этот ритуал здесь часто превращали в игру "таинственные руки". Дамы прятались в будуаре и по очереди протягивали свои ручки в дверь, так, по лишь рукам кавалеры выбирали свою даму.
Люстры на сотни свечей до сих пор висят на своих местах, но уже электрифицированы. Но когда они были свечными, процесс их "включения" был очень интересен: свечи устанавливались в люстры заранее, но имели длинные фитили, которые собирали в единый букет и в нужный момент поджигали, так огонь доходил до свечей.
Еще в зеркальном зале сохранились зеркала! Все, кроме одного. Зеркала здесь, не какие-нибудь, а лицеприятные! Такими назывались изготовленные по специальной технологии, с добавлением серебра и крошки полудрагоценных камней. Я посмотрелась, действительно, показывают красивое!
В этом зале проходили не только балы, но и концерты. Бывали здесь Петр Ильич Чайковский и Антон Григорьевич Рубиштейн. Эту традиции дворец поддерживает до сих пор: здесь проходят концерты классической музыки.
Дубовый зал или библиотека стал таким при великом князе Сергее Александровиче. Здесь сохранились вся обстановка этого зала и даже витражи, но только не книги. Великолепную библиотеку великого князя, в которой были редкие экземпляры книг со всего мира, после национализации частично продали, частично раздали, а религиозные - сожгли. Очень уютные уголки библиотеки, так и манят сесть почитать.
Во дворце сохранилось еще несколько парадных интерьеров: золотая и малиновая гостиные. Туда пускают посмотреть, но фотографировать запрещено - это условие первого канала, который снимает эти залы. В них чудом сохранившийся паркет 18 века (одну фото я успела сделать), позолоченная лепнина, а стены и мебель обтянуты шелком, восстановленным по историческим образцам.
Радует, что дворец в таком прекрасном состоянии, учитывая его историю: в годы первой мировой войны здесь Красным Крестом Великобритании был организован русско-британский госпиталь. Тогда стены были зашиты, а пол застелен линолеумом.
После революции, дворец национализировали, вся живопись и предметы искусства были переданы в Эрмитаж. В 1918 году во дворце расположился райком коммунистической партии центрального (куйбышевского) района и другие учреждения.
Во время Великой Отечественной Войны во дворец попала бомба, которая частично разрушила флигель выходящий на Фонтанку и домовую церковь (ее восстанавливать не стали).
С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур. Если кто-то в нем бывал - расскажите, пожалуйста, что там хорошего показывали!
С января 2003 г. здание передано под юрисдикцию Управления делами президента РФ. Тогда же начались реставрационные работы и многим парадным интерьерам вернули первоначальный вид. Сейчас дворец можно посетить придя на концерт или с экскурсией.
Продолжаю настаивать, что Петербургом можно наслаждаться в любую погоду и напоминаю, что марафон #незимнийдворец продолжается!
Какой будет дворец будет следующим? Ваши пожелания, ставки и рекомендации принимаю в комментариях!
Ваш дорогой гид по Санкт-Петербургу,
Анастасия Боброва
#санкт-петербург #экскурсия #историяроссии #частныйгид