Если провести на улице опрос, чем таким знаменит Иоганн Гутенберг, большинство ответивших сойдётся в формулировке "изобрёл книгопечатание, а до того все книги были рукописными". Если же попросить объяснить, как, собственно, осуществлялась печать, мнения, скорее всего, разделятся, но преобладающим будет такое: вырезаем буквы на доске, мажем краской, прикладываем - профит. Как я рассказывал в прошлом выпуске, называется такая техника ксилографией.
На самом же деле всё это - не совсем правда. Дело в том, что само книгопечатание изобреталось как минимум трижды. И первым его методом была действительно ксилография: первые сохранившиеся ксилографические оттиски датируются в Китае примерно 220 г., а в Римской империи (в Египте) - IV в. Арабы тоже пользовались ксилографией – в основном, для печати на шёлке молитв, но применяли не только дерево, а, например, обожжённую глину (прообраз фарфора).
Печатать не только отдельные листы, но и целые книги начали тоже китайцы: согласно последним исследованиям, произошло это около 580 г. Несколько отстали корейцы, их первая книга датируется 704-751 гг. Следом, около 770 г., ленточку пересекли японцы.
Более того, Гутенберг не был даже изобретателем типографского набора: первыми подобный метод предложили те же китайцы. Некий Би Шэн, кузнец по профессии,
сделал подвижной шрифт по следующему способу: взяв вязкую глину, он вырезал в ней знаки высотой с ободок монеты, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Для придания литерам крепости он обжигал их на огне. Потом он брал приготовленную заранее железную доску и покрывал её смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла. Прежде чем печатать, Би Шэн помещал на доску железную рамку для разделения строк. Эта рамка заполнялась поставленными в ряд печатями, составляя сплошную доску для печатания. Затем Би Шэн подносил её к огню и нагревал. Когда паста от тепла размягчалась, он накладывал поверх литер гладкую доску, после чего поверхность их делалась ровной, как точильный камень. Этот способ невыгоден для печатания 2-3 экземпляров, при печатании же нескольких сот или тысяч достигается необыкновенная быстрота.
Для каждого знака имелось несколько литер, а для часто употребляющихся знаков — двадцать и более, на случай возможного повторения этих знаков на одной и той же странице. Если встречался редкий знак, не приготовленный заранее, его тут же вырезали и обжигали на огне от соломы, так что он сразу был готов.
Все мы знаем, как "рождаются нездоровые сенсации". Однако вышеприведённый текст - не современная фальшивка, призванная "застолбить" первенство, а трактат 1088 г. "Записки о ручье снов", автором которого является один из первых китайских энциклопедистов Шэнь Ко.
Итак, у китайцев было всё: бумага, метод, технология, при помощи которой опытный печатник мог выдавать до 2000 листов в день. Чего же им не хватило?
Правильнее сказать, чего было в избытке: иероглифов в китайском языке. Даже если не брать малочастотные, всё равно придётся изготовить 20-30 тысяч иероглифов, а это, согласитесь, очень много.
В отличие от китайцев (и даже корейцев), европейцы в основном пользовались латинским алфавитом, включающим в базовой комплектации всего 26 литер. Пришлось, правда, ещё дожидаться повторного "изобретения" бумаги, поскольку с пергаментом стоимость каждой книги равнялась бы как минимум стоимости стада телят.
Но стоило производству бумаги выйти на промышленные рельсы, как ей нашлось применение: сперва дешёвый и удобный в обращении материал "распробовали" художники с переписчиками, а затем дошло дело и до Гутенберга.
Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (ударение на первый слог, хотя в обиход вошло Гутенбе́рг) вырос в зажиточной семье и поначалу зарабатывал себе на жизнь шлифовкой поделочных камней. Чуть позже он ввязался в аферу с отливкой металлических зеркал для паломников (утверждалось, что они способны уловить "священные эманации", исходящие от реликвий). Вероятно, тогда же он обнаружил, что при помощи металлических клише можно делать оттиски на бумаге: во всяком случае, уже к 1439-м будущий первопечатник утверждал, что способен печатать книги, а через пару лет создал первый наборный шрифт, который отлил из металла. Оставалось создать технологию. Но на это у Гутенберга не хватало самой малости - денег.
Помню, в начале 90-х я работал в компании, где было четверо учредителей. Трое из них внесли свой вклад интеллектуальной собственностью, и только один, четвёртый, - деньгами. То же произошло и с Гутенбергом: заключив договор с ростовщиком Иоганном Фустом, он получил 800 гульденов в долг и ещё 800 ежегодно - на расходы (бумага, краски, металл для литер и т.д.), при этом новая типография считалась долевой собственностью Гутенберга и Фуста.
В чём же заключались технологические новшества Гутенберга?
Во-первых, он придумал сам печатный станок - точнее, переоборудовал списанный винный пресс. Если раньше, создавая оттиск с гравюры, лист бумаги просто накладывали на доску, после чего прокатывали валиком (и из-за этого продольного движения картинка очень часто смазывалась), то теперь давление осуществлялось сверху, тяжелой плоской плитой - пианом, поэтому изображение оставалось чётким.
Во-вторых, Гутенберг изобрёл печатный стол - талер. Лист бумаги закреплялся в крышке талера по игольчатым уголкам и прижимался специальной рамкой с прорезями. Затем крышка опускалась на наборную форму, талер задвигался под пиан, и за считанные секунды можно было получить отпечатанную страницу.
На этом видео (правда, только англоязычном и с английскими же субтитрами) можно увидеть процесс печати на станке Гутенберга. Такой станок мог печатать до 150 страниц в час.
Третье, не менее важное изобретение, - типографская краска. В 1440-х даже художники ещё только открывали прелесть масляной краски, Гутенберг же сразу осознал её преимущества перед традиционной темперой.
Наконец, самое важное: была изобретена технология быстрого создания литер. Разумеется, эталонный образец литеры (пуансон) приходилось вырезать вручную, однако потом с него можно было при помощи одного удара получить "оттиск" на медной пластинке - матрицу, и уже в этой матрице отлить сколько угодно литер.
Из готовых литер на специальную пластину - верстатку - набирались строки, которые форматировались "по ширине" при помощи пробельных материалов разной ширины - апрошей.
К 1456 году Гутенберг успел создать минимум 5 шрифтов, которыми напечатал латинскую грамматику и две Библии (на 36 и 42 строки), разработать вёрстку в две колонки, куда более удобную для книг большого формата, чем одноколоночная.
Увы, вскоре первопечатника настигла, выражаясь словами Голсуорси, проблема
извечных взаимоотношений между Искусством и Собственностью, выраженных на многих необходимейших приспособлениях нашего века с предельным лаконизмом, который не уступит лаконизму лучших строк Тацита:
«Томас Т. Сорроу, изобретатель, Берт. М. Пэдленд. владелец изобретения».
В 1455 году он не смог выплатить своему "соучредителю" Фусту проценты по долгу, и суд отобрал у него типографию со всеми инструментами и принадлежностями. Гутенберг, не сдавшись, открыл новую мастерскую, где до своей смерти в 1465 году успел напечатать как минимум две книги. Могила его ныне утеряна, прижизненных портретов не сохранилось.
Зато технология книгопечатания "по Гутенбергу" распространилась по Европе со скоростью лесного пожара: уже к 1500 году в 270 городах работали более 1000 печатных прессов, производивших 8 миллионов копий в год. А 23 февраля 1455 года, день, когда была отпечатана "Библия Гутенберга", объявлен Днём печатной книги.
#переплёт #имхи_и_омги