Найти тему
Имхи и омги

«Переплёт»: кое-что о первопечатниках

Ян ван дер Страт (Джованни Страдано) "Книгопечатание" (из серии "Новые изобретения", ок. 1600).
Ян ван дер Страт (Джованни Страдано) "Книгопечатание" (из серии "Новые изобретения", ок. 1600).

Если провести на улице опрос, чем таким знаменит Иоганн Гутенберг, большинство ответивших сойдётся в формулировке "изобрёл книгопечатание, а до того все книги были рукописными". Если же попросить объяснить, как, собственно, осуществлялась печать, мнения, скорее всего, разделятся, но преобладающим будет такое: вырезаем буквы на доске, мажем краской, прикладываем - профит. Как я рассказывал в прошлом выпуске, называется такая техника ксилографией.

На самом же деле всё это - не совсем правда. Дело в том, что само книгопечатание изобреталось как минимум трижды. И первым его методом была действительно ксилография: первые сохранившиеся ксилографические оттиски датируются в Китае примерно 220 г., а в Римской империи (в Египте) - IV в. Арабы тоже пользовались ксилографией – в основном, для печати на шёлке молитв, но применяли не только дерево, а, например, обожжённую глину (прообраз фарфора).

Печатать не только отдельные листы, но и целые книги начали тоже китайцы: согласно последним исследованиям, произошло это около 580 г. Несколько отстали корейцы, их первая книга датируется 704-751 гг. Следом, около 770 г., ленточку пересекли японцы.

Более того, Гутенберг не был даже изобретателем типографского набора: первыми подобный метод предложили те же китайцы. Некий Би Шэн, кузнец по профессии,

сделал подвижной шрифт по следующему способу: взяв вязкую глину, он вырезал в ней знаки высотой с ободок монеты, причем каждый иероглиф составлял отдельную печать. Для придания литерам крепости он обжигал их на огне. Потом он брал приготовленную заранее железную доску и покрывал её смесью из сосновой смолы, воска и бумажного пепла. Прежде чем печатать, Би Шэн помещал на доску железную рамку для разделения строк. Эта рамка заполнялась поставленными в ряд печатями, составляя сплошную доску для печатания. Затем Би Шэн подносил её к огню и нагревал. Когда паста от тепла размягчалась, он накладывал поверх литер гладкую доску, после чего поверхность их делалась ровной, как точильный камень. Этот способ невыгоден для печатания 2-3 экземпляров, при печатании же нескольких сот или тысяч достигается необыкновенная быстрота.
Для каждого знака имелось несколько литер, а для часто употребляющихся знаков — двадцать и более, на случай возможного повторения этих знаков на одной и той же странице. Если встречался редкий знак, не приготовленный заранее, его тут же вырезали и обжигали на огне от соломы, так что он сразу был готов.

Все мы знаем, как "рождаются нездоровые сенсации". Однако вышеприведённый текст - не современная фальшивка, призванная "застолбить" первенство, а трактат 1088 г. "Записки о ручье снов", автором которого является один из первых китайских энциклопедистов Шэнь Ко.

Итак, у китайцев было всё: бумага, метод, технология, при помощи которой опытный печатник мог выдавать до 2000 листов в день. Чего же им не хватило?

Правильнее сказать, чего было в избытке: иероглифов в китайском языке. Даже если не брать малочастотные, всё равно придётся изготовить 20-30 тысяч иероглифов, а это, согласитесь, очень много.

Один из двух стеллажей для символов набора китайского текста в последней наборной типографии на Тайване.
Один из двух стеллажей для символов набора китайского текста в последней наборной типографии на Тайване.

В отличие от китайцев (и даже корейцев), европейцы в основном пользовались латинским алфавитом, включающим в базовой комплектации всего 26 литер. Пришлось, правда, ещё дожидаться повторного "изобретения" бумаги, поскольку с пергаментом стоимость каждой книги равнялась бы как минимум стоимости стада телят.

Но стоило производству бумаги выйти на промышленные рельсы, как ей нашлось применение: сперва дешёвый и удобный в обращении материал "распробовали" художники с переписчиками, а затем дошло дело и до Гутенберга.

Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (ударение на первый слог, хотя в обиход вошло Гутенбе́рг) вырос в зажиточной семье и поначалу зарабатывал себе на жизнь шлифовкой поделочных камней. Чуть позже он ввязался в аферу с отливкой металлических зеркал для паломников (утверждалось, что они способны уловить "священные эманации", исходящие от реликвий). Вероятно, тогда же он обнаружил, что при помощи металлических клише можно делать оттиски на бумаге: во всяком случае, уже к 1439-м будущий первопечатник утверждал, что способен печатать книги, а через пару лет создал первый наборный шрифт, который отлил из металла. Оставалось создать технологию. Но на это у Гутенберга не хватало самой малости - денег.

Помню, в начале 90-х я работал в компании, где было четверо учредителей. Трое из них внесли свой вклад интеллектуальной собственностью, и только один, четвёртый, - деньгами. То же произошло и с Гутенбергом: заключив договор с ростовщиком Иоганном Фустом, он получил 800 гульденов в долг и ещё 800 ежегодно - на расходы (бумага, краски, металл для литер и т.д.), при этом новая типография считалась долевой собственностью Гутенберга и Фуста.

В чём же заключались технологические новшества Гутенберга?

Во-первых, он придумал сам печатный станок - точнее, переоборудовал списанный винный пресс. Если раньше, создавая оттиск с гравюры, лист бумаги просто накладывали на доску, после чего прокатывали валиком (и из-за этого продольного движения картинка очень часто смазывалась), то теперь давление осуществлялось сверху, тяжелой плоской плитой - пианом, поэтому изображение оставалось чётким.

Печатный пресс времён Гутенберга.
Печатный пресс времён Гутенберга.

Во-вторых, Гутенберг изобрёл печатный стол - талер. Лист бумаги закреплялся в крышке талера по игольчатым уголкам и прижимался специальной рамкой с прорезями. Затем крышка опускалась на наборную форму, талер задвигался под пиан, и за считанные секунды можно было получить отпечатанную страницу.

На этом видео (правда, только англоязычном и с английскими же субтитрами) можно увидеть процесс печати на станке Гутенберга. Такой станок мог печатать до 150 страниц в час.

Третье, не менее важное изобретение, - типографская краска. В 1440-х даже художники ещё только открывали прелесть масляной краски, Гутенберг же сразу осознал её преимущества перед традиционной темперой.

Наконец, самое важное: была изобретена технология быстрого создания литер. Разумеется, эталонный образец литеры (пуансон) приходилось вырезать вручную, однако потом с него можно было при помощи одного удара получить "оттиск" на медной пластинке - матрицу, и уже в этой матрице отлить сколько угодно литер.

Пуансон, матрица и литера.
Пуансон, матрица и литера.

Из готовых литер на специальную пластину - верстатку - набирались строки, которые форматировались "по ширине" при помощи пробельных материалов разной ширины - апрошей.

Верстатка.
Верстатка.

К 1456 году Гутенберг успел создать минимум 5 шрифтов, которыми напечатал латинскую грамматику и две Библии (на 36 и 42 строки), разработать вёрстку в две колонки, куда более удобную для книг большого формата, чем одноколоночная.

Увы, вскоре первопечатника настигла, выражаясь словами Голсуорси, проблема

извечных взаимоотношений между Искусством и Собственностью, выраженных на многих необходимейших приспособлениях нашего века с предельным лаконизмом, который не уступит лаконизму лучших строк Тацита:
«Томас Т. Сорроу, изобретатель, Берт. М. Пэдленд. владелец изобретения».

В 1455 году он не смог выплатить своему "соучредителю" Фусту проценты по долгу, и суд отобрал у него типографию со всеми инструментами и принадлежностями. Гутенберг, не сдавшись, открыл новую мастерскую, где до своей смерти в 1465 году успел напечатать как минимум две книги. Могила его ныне утеряна, прижизненных портретов не сохранилось.

Зато технология книгопечатания "по Гутенбергу" распространилась по Европе со скоростью лесного пожара: уже к 1500 году в 270 городах работали более 1000 печатных прессов, производивших 8 миллионов копий в год. А 23 февраля 1455 года, день, когда была отпечатана "Библия Гутенберга", объявлен Днём печатной книги.

#переплёт #имхи_и_омги