Найти в Дзене

Прораб против дизайнера. Или кто виноват?

Как заказчику разобраться, за что отвечает дизайнер, а за что - прораб?

Во времена Советского Союза на любом серьëзном производстве существовал Отдел Технического Контроля (ОТК), который проверял готовую продукцию на предмет её соответствия тех.заданию заказчика. Вот Дизайнер, выполняя авторский надзор, как раз и проверяет выполненную ремонтной бригадой работу на предмет соответствия чертежам - проверяет габариты проёмов под двери, привязки электрики, светильников, раскладку плитки и проч. Дизайнер не ходит по квартире с правИлом и не смотрит насколько завалены стены, не следит как мешают пескобетон для стяжки и какую гофру для проводов использует электрик - это как раз зона ответственности прораба, который и отвечает перед заказчиком за качество выполненных работ.

Я считаю, дизайнер должен знать все строительные технологии, уметь отличать пеноблок от газоблока, штукатурку от шпатлёвки и т.д. Тем более, если дизайнер берёт объект под реализацию!

До начала ремонтных работ надо объяснять клиенту разницу между техническим надзором (работа прораба) и авторским (работа дизайнера). Желательно прописывать это в договоре.

Но проблема в том, что невозможно прописать сотни строительных нюансов, возникающих в ходе ремонта. И клиент не может (да и не хочет) до конца разбираться кто за что отвечает...

И вот возникает спорная ситуация, которая приводит к неприятному разговору. Прораб жалуется клиенту : " ваш дизайнер вообще не разбирается в стройке. Так, как он нарисовал - сделать нельзя!"

Клиент наезжает на дизайнера, дизайнер отвечает: "да ваш прораб абсолютно некомпетентен, меняйте срочно бригаду, иначе запорите весь ремонт!" Клиент уходит с валидолом в ступор...

Тут небольшая ремарка - напомню, что по факту за весь цикл работ бригада получает примерно в 10 раз больше, чем дизайнер. А заказчику надо выбрать - к чьему мнению прислушаться. И вопрос финансовых отношений зачастую бывает решающим. Заказчик не хочет менять коней на переправе, нужно закончить быстрее ремонт. Поэтому клиент, не знающий всех строительных тонкостей, занимает сторону прораба.

"Да, а кто такой дизайнер - нарисовал там какие-то картинки, а как строить - не знает!"

Примечателен опыт некоторых западных стран, в которых деятельность ремонтных бригад и дизайнерские услуги жëстко регламентируются законодательством. Без соответствующей лицензии вы просто не выйдите на рынок труда!

У нас же любая домохозяйка, прослушавшая он-лайн курсы по дизайну - уже дипломированный специалист. А человек, набравший на рынке гастарбайтеров, становится гуру ремонта. И когда эти двое находят заказчика, на выходе получается фееричный продукт...

Профессия строителя и дизайнера дискредитируется. Складывается впечатление, что работают только бездари и самоучки. Хотя это, конечно же, не так. Есть мастера высочайшего класса, талантливые дизайнеры и архитекторы, но им не нужно афишировать свои работы, к ним очередь на месяцы вперёд.

***

Для себя в общении с рабочими я выработал определённую политику - нельзя входить в сговор с прорабом против заказчика, нужно держать субординацию. В конце концов мне платит клиент и я отчитываюсь перед ним. Во время авторского надзора фиксирую все серьёзные косяки, потом отправляю отчёт заказчику. НО если возможно что-то подправить сразу - решаем с рабочими на месте. Нужно уметь принимать ответственные решения и меньше рассказывать клиенту о проблемах на стройке. Тогда получается отличный тандем прораб-дизайнер. Нет перетягивания одеяла и жалоб друг на друга. И такую схему можно выстроить, поверьте. Клиент должен быть спокойным, уверенным, что всё будет хорошо - это залог успешной сдачи объекта.

***

Совсем недавно мне пришлось расстаться с заказчиком, с которым начал работать год назад. С его стороны было выдвинуто жёсткое требование - никакого авторского надзора, никакого подбора отд.материалов, контролирую сам. Клиент не понимал, зачем нужен надзор со стороны дизайнера, когда есть договор подряда с исполнительной организацией, которая обязана сделать всё по проекту.

Мои попытки объяснить, что это дополнительный контроль, не увенчались успехом. Была брошена фраза - "Если накосячят, будут исправлять!"

В результате, когда вышли на финиш, объект "посыпался"... Что-то где-то не состыковалось, не сошлось, забыли провод, привязки сместились и т.д. На обьекте были десятки ответственных лиц и каждый отвечал за свою работу. Докладывали клиенту, что всё ОК, а в результате не сошлось... А потом прилетело и мне - нужно было искать виновного...

Резюме-

Печально, что порой сложно донести потенциальным заказчикам о необходимости авторского надзора со стороны грамотного специалиста.

Прорабам надо поднимать уровень общения и с дизайнером и с клиентом. Уметь решать сложные задачи, брать на себя ответственность.

Совет Дизайнерам - изучайте современные технологии, материаловедение, физику производственных процессов, порядок работ! Это поднимает ваш чек и статус среди коллег и заказчиков.

Стремитесь быть профессионалом, а не рядовым любителем!