Когда ребенок просит о помощи, а родители ему отказывают, они нарушают «основной психологический закон развития ребенка», который был открыт еще в прошлом веке выдающимся психологом Л.С. Выготским.
В каждом возрасте для ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться самостоятельно. За пределами этого круга – дела, доступные для ребенка только при участии взрослого или недоступные вообще.
Три уровня развития ребенка:
Первый – это дела, с которыми ребенок справляется САМ, без чьей-либо помощи.
Например: маленький ребенок может самостоятельно одеться, убрать игрушки, умыться.
Второй – это дела, которые ребенок может сделать, но только вместе со взрослыми.
Знакомая ситуация: ребенку подарили конструктор, самостоятельно собрать не может, он это делает вместе с папой.
Зона дел «вместе», «зона ближайшего развития» – это «золотой запас» ребенка, возможности и потенциал его развития на ближайшее время.
Представим себе: с одним ребенком родители много занимались, а другой ребенок чаще был предоставлен сам себе. Первый будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее. Второй вариант – грубейшая ошибка родителей – «из педагогических соображений» оставлять ребенка одного там, где ему трудно.
Третий – это те задачи, которые не под силу ребенку ни ему одному, ни с «помощниками».
Это, как раз тот случай, который встречается в музыкальной школе. Очень часто педагоги по специальности дают такое домашнее задание, как разбор «нового произведения». И что мы наблюдаем? Ребенок часто не справляется: недостаточно игровых навыков, навыка освоения нового текста. Ему много чего не понятно, трудно. Родители помочь не могут. На урок приходит: «все не так». Педагог не доволен. Ребенок расстроен. В дальнейшем, у него закрепляется страх перед заданием такого типа, страх перед педагогом. В этой ситуации, в сознании закрепится негативное самоощущение: «Я не могу».
Получается: завтра ребенок будет делать САМ только то, что сегодня он делал с мамой или с кем-то другим взрослым.
Основной психологический закон развития: по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается, за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым.
Три правила для родителей:
1. Если ребенок занят каким-нибудь делом, которое он может делать САМ, не мешайте, дайте ему возможность проявить свою самостоятельность.
2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите.
3. Помогая ребенку, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому.
«Быть родителем – самая сложная, и самая важная профессия. Все, что мы можем – быть рядом, и этого достаточно». Д. Гемейнхарт.
Поделитесь своим мнением.
Ваша Г. Молькова.