Приветствую Вас на своем канале.
Недавно вновь попала мне в руки книга «Житие протопопа Аввакума». Мысль скакнула сначала на раскол, потом на боярыню Морозову. Поэтому сегодня поговорим о ней. И о боярыне, и о картине, то целом историческом событии.
Для начала давайте вспомним о расколе. Не буду вдаваться в оценки и интерпретации. Просто факты.
1. Раскол (не только церкви, но и общества в целом) произошел в XVII веке, связан с церковной реформой патриарха Никона. Толчком к реформам послужило большое количество ошибок в богослужебных книгах. Решено было исправить их по греческому образцу, а также привести к единообразию церковные обряды (также по греческому образцу).
2. Больше всего верующих возмущал переход от двуперстного знамения к троеперстному. Три перста символизировали Троицу. Противники реформы называли это кукишем Богу.
3. «Исус» был заменен на «Иисус»
4. Земные поклоны заменены на поясные.
5. Крестный ход требовалось проводить против солнца и еще ряд других нововведений.
Жесткие методы проведения реформы привели к трагическим событиям – расколу не только церкви, но и общества, как говорилось выше. Староверы, или старообрядцы, уходили в леса, устраивали самосожжения. Они долгое время подвергались гонениям, и только в 1929 году старые обряды были признаны наравне с новыми.
Выше я уже упомянула протопопа Аввакума, лидера старообрядчества. Многие читали его «Житие».
Сподвижницей протопопа было боярыня Феодо́сия Проко́фьевна (Проко́пьевна) Моро́зова (в девичестве Соковнина́, в иночестве Феодо́ра. Морозовы – родственники правящей династии Романовых . Феодосия, имеющая чин верховой боярыни, не побоялась вступить в конфликт с Алексеем Михайловичем, который поддержал реформы Никона.
1 февраля 1671 года должна была состояться свадьба царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. Феодосия сказалась больной и отказалась участвовать в свадебных мероприятиях, чем ввела в гнев самодержца.
Царь направил к ней людей с предложением принять новые церковные правила, на что боярыня ответила решительным отказом.
26 ноября (все даты по новому стилю) в дом к Морозовой пришли с допросом. Чтоб высказать презрение к допрашивающим, она и ее сестра легли в постель и лежа давали ответы на вопросы.
Сначала их заковали в кандалы, оставив дома, затем отправили в Чудов монастырь, позже – на подворье Псково-Печерского монастыря. Она подвергалась пыткам, но не была сломлена.
Позднее она вместе с сестрой была выслана в Боровск и посажена в земляную яму, в которой умерла от голода 12 ноября 1675 года, попросив перед этим тюремщика вымыть в реке ее сорочку.
А теперь к картине. Полотно находится в Третьяковской галерее с тех пор, как его купили в 1887 году за 25000 рублей. Размеры картины 304 на 587, 5 см. Холст. Масло.
Изображен момент отправки боярыни в Боровск.
Василий Суриков родом из Сибири (Красноярск), где было множество старообрядцев, и где читали рукописные книги о подвижниках – староверах. Поэтому тема была ему знакома и близка.
В. Суриков – художник, у которого на картинах множество лиц, за что он иногда подвергался критике. Лично мне доставляло и доставляет удовольствие и интерес разглядывать эти лица, их выражения (здесь мое восхищение, которое не может выразиться в словах).
Эмоций на картине множество. Одни люди откровенно над боярыней смеются.
Другие недоумевают – как такое возможно, третьи искренне горюют и сострадают. Есть и любопытство, и непонимание. Но только один из всех, блаженный, сидящий на снегу, осмелился ответить боярыне на ее поднятое двуперстие таким же точно знамением.
У самой боярыни выражение лица называют фанатичным. Художник «списал» его с женщины, встреченной случайно на выходе со старообрядческого кладбища.
Рядом бежит ее сестра, княгиня Урусова. Впоследствии она умрет от голода в земляной яме на руках у Феодосии.
Общеизвестен рассказ о том, что розвальни (тоже символ унижения боярыни) никак "не хотели ехать". "Поехали" они тогда, когда художник изобразил рядом бегущего мальчика.
Одежда, обувь – Суриков изучал ее образцы, поэтому мы можем видеть и понимать, как одевались люди в то время.
Снег художник писал с натуры. Здесь можно привести уже ставшее крылатым выражение «50 оттенков белого».
Теперь о героине полотна. В кандалах, в черном одеянии, на соломе, как простолюдинка, несломленная абсолютно, отправляется она в Боровск. После пыток на дыбе и приговора к сожжению на костре (вступились бояре, что негоже представителей высшей аристократии сжигать) она не поменяла свои убеждения. Совершенно безбоязненно поднимает вверх руку с двуперстием – символом старообрядчества.
Отправляется на верную смерть.
Таким вот образом картина рассказывает нам о нашей русской истории. Все, что Вы хотите дополнить, рассказать не упомянутое в статье (а этого очень много) – прошу в комментарии.