Если бы товарищ Сталин захотел в 1937 году арестовать Иосифа Джугашвили за троцкизм, то у него бы это без проблем получилось. Было за что.
Достаточно только открыть газету «Правда» №241 за 6 ноября 1918 года и прочитать на второй полосе статью наркома по национальностям "Октябрьский переворот", в которой черным по белому написано:
«…Вся работа по практической организации восстания была проведена под непосредственным руководством Троцкого - председателя Петроградского совета. Можно положительно сказать, что партия обязана, прежде всего, Троцкому за быстрый переход гарнизона на сторону советов и за умелую организацию работы революционного комитета…»
после чего оставалось поинтересоваться: а почему это вы, товарищ Джугашвили, искажаете единственно верный "Краткий курс ВКП(б)", написанный под руководством великого товарища Сталина?!
И, если бы самый революционный поэт Маяковский дожил до тех времен, когда за реальный или надуманный троцкизм получали билет в один конец, он бы тоже его получил за свои стихи про Льва Давидовича, написанные в 1925 году, когда закончилась «третья часть Марлезонского балета». Вот за эти:
«…Заменить ли горелкою Бунзена
Тысячевольтный Осрам?
Что после Троцкого Фрунзе нам,
после Троцкого Фрунзе – срам!..»
А все почему? Потому что Владимир Владимирович вовремя не сориентировался. Не в курсе он был, что вожди, которым не повезло с харизмой, как Троцкому, решили схарчить самого пламенного творца революции в ловкой трехходовочке, оставившей второго человека в стране после Ленина вне власти и даже вне Октябрьской революции, организованной во многом его кипучей энергией.
Все началось с того, что Сталина назначили на банальный, как всем казалось технический пост – секретаря ЦК партии. Что до него было Троцкому, Зиновьеву и даже Каменеву. В их руках была реальная власть. А Сталину доверили заниматься бумажками и еще кадрами. Какая мелочь. Кто же знал, что «кадры решают все».
Не стоит считать, что Сталин свалил Льва Давыдовича в одиночку. На великих Львов в одиночку не ходят, а Троцкий был велик – второй после Ленина и рядом с ними, можно сказать, что никого и не было. Все остальные – фигуры второго плана. Вот только эти фигуры были с таким раскладом не согласны. Поэтому против Льва Давыдовыча и сложился триумвират: Зиновьев, Сталин и Каменев. И это не считая Бухарина и прочих на подхвате у основных оппонентов Троцкого.
Для начала разбавили состав РВС проверенными партийцами, которые, почему-то все как один не очень любили наркомвоенмора.
Потом случилось еще более эпичное – Троцкого не оказалось на похоронах Ленина. Это, возможно, вообще точка невозврата во всей истории краха карьеры второго человека в стране. Потому что появись Троцкий в те дни в Москве, выступи с речью так, как это умел только он, и все, и так считавшие, что теперь у руля встанет Лев Давыдовыч, больше некому, пошли бы за ним – наркомвоемором, пламенным оратором и так далее, и так далее.
Да, это можно было бы охарактеризовать как то-то вроде бонапартистского переворота. Да, это, скорее всего, привело бы к трудармиям. Но кто знает, как бы все повернулось в таком случае, лучше ли было бы или хуже. Но Троцкий не приехал, остался на лечении на юге. Зато вскоре потерял в РВС своего верного помощника Склянского, талантливого военного администратора.
А потом остался последний ход. Троцкий еще и после снятия Склянского мог устроить переворот и за ним бы пошли без вопросов многие. Но 26 января 1925 года, через год непрерывной грызни с триумвиратом он добровольно ушел с поста наркомвоенмора:
«…Я уступил военный пост без боя, даже с внутренним облегчением, чтобы вырвать у противников орудие инсинуаций насчет моих военных замыслов…»
И в эти же дни Сталин уже мог смело заявить:
«…никакой особой роли ни в партии, ни в Октябрьском восстании не играл и не мог играть Троцкий, человек сравнительно новый для нашей партии в период Октября…»
Про свою же статью в «Правде» в 1918 году Иосиф Виссарионович больше не вспоминал. Зачем. Троцкого теперь можно смело обвинять в мелкобуржуазности, чтобы потом реализовать его идеи командно-принудительной коллективизации и индустриализации.
А в стране победил триумвират.
Зиновьев решил, что теперь главный по революции он. Ведь Троцкого свалили. А Зиновьев - во главе исполкома Коминтерна. Он – главный коммунист Земли и хозяин Петрограда. Скоро случится мировая революция и во главе Всемирной Советской республики встанет он – Григорий Евсеевич!
Вторым стал Каменев. Главный коммунист Москвы. Председатель Совета труда и обороны, по сути – важнейший правительственный орган страны.
А Сталин. Ну что Сталин. Он на начало 1925 года всего лишь генеральный секретарь партии.
Триумвират, победив Троцкого, почти сразу начал ссориться между собой. Вот только теперь уже Зиновьев и Каменев не учли того, что еще в 1917-18 годах хорошо понял Свердлов, а потом Сталин. Все решает подбор кадров. И пока Зиновьев наслаждался своим постом главного коммуниста планеты, находившийся в его тени Сталин подобрал кадры уже не против Троцкого, а против Зиновьева и компании.
Но это уже другая история. Трехходовочка против вождя революции к тому моменту успешно закончилась.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.