1. Пешеходный мост
Пешеходный мост через реку Волхов расположен в самом сердце исторического центра Великого Новгорода и соединяет Кремль (Софийскую сторону) с Ярославовым дворищем (Торговой стороной).
Несмотря на то что мост довольно молодой – был построен в 1987 году – он является преемником Великого моста, сооруженного новгородцами ещё в 10 веке.
Благодаря своей нестандартной дугообразной форме современный мост получил прозвище "Горбатый". С подробной историей данной переправы можно ознакомиться в публикации "От Великого до Горбатого: история Новгородского моста 10-21 веков".
2. Мост Александра Невского
Самой старой из существующих ныне в Великом Новгороде речных переправ является четырехпролетный мост Александра Невского, построенный под руководством В.В. Павлушкова в 1954 году.
Первоначальный проект предполагал строительство моста выше по течению реки взамен взорванного фашистами во время освобождения города в ночь на 20 января 1944 года.
Но позже было принято решение о строительстве моста ближе к Федоровскоиу ручью – с прямым выходом на Московское шоссе и в то же время минуя Кремль и архитектурный ансамбль Ярославова дворища (между которыми в 1987 году и появился пешеходный "Горбатый" мост).
3. Колмовский мост
Колмовский мост сдан в эксплуатацию в 1978 году с целью разгрузки моста Александра Невского и переноса транзитного автотранспорта по направлениям Москва и Санкт-Петербург в объезд центральной части Новгорода.
Протяженность переправы составила 511 метров, что приходится на 7 пролетов моста.
4. Деревяницкий мост
В 2016 году в Великом Новгороде в связи с возросшей транспортной нагрузкой состоялось открытие ещё одного моста через реку Волхов, соединившего Лужское шоссе (автодорогу Р47) с микрорайоном Деревяницы.
Изначально предполагалось дальнейшее развитие инфраструктуры проекта, в том числе устройство съезда на автодорогу М10 и создание целого комплекса транспортных развязок. Однако сегодня данные планы по-прежнему не реализованы.
5. Недостроенный железнодорожный мост через Волхов
Разговоры о строительстве на территории Новгорода железнодорожного моста через Волхов начались ещё в 1913 году, но планам было не суждено сбыться из-за начала Первой мировой войны.
В дальнейшем усиленные грузовые перевозки для фронта и передвижение войск во время военных действий выявили недостаток существующих в стране железнодорожных путей. Решением выявленной проблемы должно было стать строительство магистрали стратегического значения Петроград – Царское Село – Новгород – Орел с сооружением железнодорожного моста через Волхов.
Несмотря на то что предполагаемый путь стал бы самым коротким, удобным и экономически выгодным, непосредственная близость железнодорожного моста к древним архитектурным памятникам – церкви Спаса на Нередице (12 век) и Рюрикову городищу (9 век) – пагубно повлияло бы на их сохранность. Спасению художественного наследия Великого Новгорода на этот раз способствовала грянувшая в 1917 году Революция и начавшаяся вслед за ней гражданская война.
К моменту остановки строительства была сделана насыпь и сооружены опоры моста, однако достроить конструкцию не успели. Тем не менее вплоть до 1943 года линии Ленинград – Орел и Валдай – Новгород – Нарва на схемах обозначались как строящиеся.
Географическая справка
Всего на протяжении 224- километрового речного пути от озера Ильмень до Ладоги Волхов пересекают 19 мостов, расположенных на территории Новгородской и Ленинградской областей.
Бонус. Синий мост
На въезде в Великий Новгород со стороны Москвы находится ещё один мост, пересекающий реку Малый Волховец.
Строительство капитального моста на этом месте началось в 1824 году, а уже 1825 году переправа был готова к эксплуатации (прежде на этом месте существовал наплавной мост). Благодаря окрашенным в синий цвет деревянным частям конструкция сразу же получила название "Синий мост". Во время Великой Отечественной войны в связи с ожесточенными боями на подступах к Новгороду переправа был разрушена.
По имеющимся в распоряжении управления дороги "Россия" данным, следующий капитальный мост через Малый Волховец построили уже к 1955 году. Помимо местоположения новая переправа унаследовала и историческое название. Хотя, как показывает вырезка из советской газеты, прецеденты "перекрасить" мост были.
Но данная инициатива не прижилась.
К началу 90-х специалисты признали, что существующий Синий мост находится в аварийном состоянии. Вследствие этого в 1991 году с южной стороны был построен новый двухполосный автомобильный мост. А прежний, так и не разобранный, сохранился как внегласный памятник.
__________
Спасибо за прочтение!
До новых встреч на канале!