Найти тему
Поликсена Торопецкая

Выставка «Кринолин – жакет – свитшот» - унисеkc, куда мы движемся?

Оглавление

Проходящая сейчас в бывшем музее Ленина выставка с таким названием посвящена женской моде в России, причем отправной точкой выбран 1861 год. Отчего так?

Именно с отменой крепостного права крестьянские массы хлынули в город, изрядно пополнив собой прослойку мещан и рабочего класса, и таким образом стало возможным говорить о новой исторической общности – горожанах, тогда как до того Россия была, как известно, страной с преобладающим крестьянским населением.

Несмотря на то, что в названии мероприятия этапы становления женского платья выставлены в линеечку, сама выставка обустроена не линейно, а, скорее, тематически, и это мысль интересная: было бы гораздо скучнее начинать вот прямо с 1861 года и далее хронологически рассматривать, как менялся (к худшему) женский костюм, проходя от одного к другому.

Между платьями - 90 лет, фото автора
Между платьями - 90 лет, фото автора

Здесь же посетителю предоставляется возможность проводить параллели, сравнивать модели и тренды: вот в витрине платье свадебное образца 1870х годов (платье было сшито во время семейного траура, поэтому вместо белой шелковой ткани была выбрана серебристо-серая) и тут же – платье нарядное времен 1957-62 годов, принадлежавшее дочери Алексея Косыгина, советского премьер-министра, а велика ли разница?

Первый зал так и называется «Витрина» - один из символов торговли – а в ней элементы женского счастья – а вот вам туфельки, начиная с конца 19 века и до конца 20го, вот сумочки, здесь - белые воздушные блузки.

Листайте:

Главной модной улицей-витриной Москвы 19 века был, конечно же, Кузнецкий мост с его модными лавками.

Но вот грядет эпоха торговых галерей и пассажей: на рубеже веков в городе открывается сразу несколько крупных магазинов – ГУМ (1893 г.), Фирсановский пассаж на Петровке (1908 г.) и, наконец, новое большое здание знаменитого «Мюр и Мерилиз» в 1908 году.

Одним из главных мест, где можно и должно было показать наряды, был

«Театр» (следующий зал)

Посещение театра в 19 веке очень отличалось от того, как в театр ходят сейчас: целые ложи или места в них можно было выкупить на весь сезон. В театр зачастую приходили не на весь спектакль, а на отдельные действия или даже на одну-единственную арию. Непререкаемым было соблюдение дресс-кода: в частности, глубокое декольте и обилие драгоценностей для дам. В Москве с этим было попроще, чем в столице: здесь, судя по запискам Гиляровского, ложи сплошь занимало богатое купечество, а аристократия брюзжала в партере.

И гардероб в императорских театрах был платным.

Листайте:

Смотришь на наряды прошлых лет и невольно сравниваешь с тем, как многие одеваются в театр сейчас: почти неотличимо от дачного варианта. И почему мы тогда удивляемся, что Гамлет на сцене в драных джинсах, а Офелия – в косухе? Тот же тренд, только вид сбоку.

Следующий зал под названием

«Парк»

- здесь уж впору хвататься за голову, потому как выставленные модели охватывают период начиная со стиляг и заканчивая стилем «кто-во-что-горазд» и «чем-страшнее-тем-милее», начинаешь сомневаться, действительно ли это модели из коллекции собирателя или кураторы набрали их по ближайшим помойкам?

фото автора
фото автора

Однако устроители выставки, считая парк метафорой свободы в большом городе, намеренно показали наряды тех, кто не боялся противопоставить себя серой обыденности – то это были стиляги, то панки, то хипстеры; парк – это образ разнообразия, в их прочтении.

Но, слава богу, в следующем зале находим утешение: вечерние наряды для выхода на свежий воздух (это раньше) и просто вечерние туалеты конца 20го века – глядя на них, понимаешь, что консерватизм – это выбор более здравомыслящих людей, потому как прорывные варианты радуют, видимо, только самих авторов.

Листайте:

Забавным дополнением к череде платьев служит

«Салон красоты»

Вплоть до конца 19 века парикмахерские (цирюльни) в России были очень редки, и даже в столичных городах люди стриглись у «бродячих» цирюльников. Представители среднего класса стриглись в банях, а бедняки – прямо на базаре, в трактире или пивной. Цирюльник носил с собой инструменты и для прочих услуг – так он мог между делом вырвать зуб, и лишь в начале 20 века появились законодательные акты, запрещающие ему производить любые другие манипуляции, кроме услуг, связанных с волосами.

Окончательно работа парикмахерских была налажена в СССР лишь к началу 30х годов. Тогда же появились и косметология с косметическими кабинетами, незадолго до войны учредили и Институт Красоты.

В позднем СССР салоны красоты было средоточием женской жизни, здесь не только делали прически и ухаживали за лицом, но еще и продавали из-под полы дефицитные товары – от сапог до помады. Здесь дозволялось немножко побыть легкомысленной – помните, «то, что делает женщину ЖЕНЩИНОЙ?», здесь можно было ненадолго перестать быть партийной, работящей, образцово-показательной матерью и женой.

Листайте:

Забавно было, глядя на выложенные в витрине коробочки с пудрой и тенями, столбики помад, аппарат для подкручивания ресниц (ужас), вспоминать, что где-то в глубоком детстве ты уже видел их, только тогда они жили полной жизнью.

«Вокзалу»

тоже решено было предоставить отдельный зал: и то сказать, в двадцатом веке то с него провожали на фронт, то встречали, то уезжали в эмиграцию, некоторые возвращались, в общем, череда дорожных костюмов во времена сытые

фото автора
фото автора

и просто ситцевых платьев 40х годов во времена тощие тоже предстали перед глазами. Пять девушек именно в таких платьях, выставленные на отдельном подиуме, встречают вернувшихся с войны летом 1945 года.

фото автора
фото автора

Каким анахронизмом выглядят показанные здесь же костюмы крестьянок, приехавших в город за покупками или в поисках работы – а ведь между этими нарядами всего лет пятьдесят!.

фото автора
фото автора

Причем, судя по табличкам, это настоящие костюмы крестьян Воронежской губернии, взятые из закромов Исторического музея.

Итог

Веками общество жило в четком понимании, где мужское платье, а где женское. Конечно, Елизавета Петровна обожала показывать ножки, облачаясь в мундир Преображенского полка, а Марлен Дитрих скандализировала общество, появившись в мужском двубортном костюме (тут еще можно вспомнить про шотландцев в юбках), но все это были исключения.

фото автора
фото автора

Теперь же мы бодро движемся в направлении бесполого некрасивого ширпотребского одеяния, которое явно не делает женщину женщиной. Мы слили всю красоту в угоду удобству, и я, та, которая утверждала, что меня похоpонят в кашемировом пальто, сейчас бегаю в мужской куртке (там есть внутренние карманы) и джинсах.

Что же дальше? Не знаю. Поживем – увидим.

О нарядах и модах других времен - здесь:

"А во всем виновата Франция – вот откуда растут ноги общества потребления"

"Ар Деко: от гробницы Тутанхамона до станции метро Маяковская"