Рассказ молодого журналиста про альбом "Coltrane Jazz" - John Coltrane
Однажды в статье, которую я прочел на Jazz Review, я запомнил, что Джон Колтрейн всегда чем-то увлекается - всегда придумывает что-то неожиданное и начинающее. Вскоре после этого я узнал, насколько верно это утверждение.
Я вспоминаю случай, когда я зашел в гости к "Трэйну" в конце 1959 года. Я застал его репетирующим, с включенным магнитофоном. Звуки, исходящие из его тенора, были просто невероятными - казалось, что он играет две ноты одновременно, то, что струнники называют дабл-стопами. Не тот маленький трюк, который используют некоторые камышевики: напевают или поют ноту и играют другую, выше или ниже ее, а настоящие, честные и настоящие ноты, а иногда он мог взять три одновременно.
Именно тогда я узнал о гармониках на тенор-саксофоне. "Трэйн рассказал мне, что научился дотхемам у одного теннориста из Филадельфии, некоторое время работал над ними и "только сейчас у меня начало получаться". Он объяснил, как это делается - что-то про определенный способ затягивания амбушюра и определенные пальцы - но я не смог понять, поскольку я не тенор-саксофонист и не очень много знаю о механике инструмента. Однако это не помешало мне слушать, делать замечания то тут, то там и чему-то учиться.
Я пытаюсь сказать, что этот постоянный опыт, это бесконечное исследование новых вещей и новых способов делать старые вещи характерны для "Trane". Это относится не только к его игре, но и к его сочинительству - ко всему его образу мышления. Он наталкивается на
что-то новое, работает с этим, пока не добьется желаемого, и включает это в общую концепцию. Его предыдущий альбом Giant Steps, выпущенный Atlantic, является ярким доказательством этого; возьмите, к примеру, характерную прогрессию вверх-минор-треть-низ-пятая в заглавной мелодии, использование педальных тонов в Spiral и Nama. Все это продукты бесконечных экспериментов и отработки, и 'Trane еще не справился.
Coltrane Jazz (и я не могу придумать более подходящего описания того, что он делает!) был записан сразу после Giant Steps, за исключением одного трека (Village Blues, записанного позже), и во многом представляет собой продолжение идей и концепций, представленных в предыдущем альбоме. Пять оригиналов Колтрейна на этом альбоме почти - заметьте, почти - можно было бы назвать "больше того же самого", поскольку две из мелодий хорошо используют педаль-тон или остинато баса (на самом деле три, потому что в Harmonique си-бемоль почти постоянно проходит через басовую линию), а одна имеет характерные для Giant Steps изменения в бридже.
Но так или иначе, обработка отличается. Там есть что-то еще. Даже три стандарта (и заметьте, что "Trane" умудряется выбрать для записи редко исполняемые) звучат по-другому.
Прежде чем я подробно остановлюсь на мелодиях, несколько слов о составе: семь из этих треков были записаны, по-видимому, на той же сессии, что и Nama - ритм-секция на этих треках состоит из Уинтона Келли на фортепиано, Пола Чемберса на басу и Джимми Кобба на барабанах. Village Blues был записан спустя некоторое время после того, как Трэйн организовал свою собственную группу: Маккой Тайнер на фортепиано, Стив Дэвис на басу и Элвин Джонс на барабанах.
SIDE ONE
LITTLE OLD LADY
(By Hoagy Carmichael & Stanley Adams; Chappell,
ASCAP. Time: 4:25).
"Little Old Lady" - один из тех редко звучащих или "не совсем стандартных" стандартов. Очевидно, "маленькая старая леди", которую имел в виду Трэйн, - вполне энергичный маленький свингер, поскольку он исполняет эту песню в среднем темпе, в котором она звучит от начала и до конца. Здесь нет ничего сложного - он играет мелодию, включая куплет, затем Келли и Чемберс (последний играет на пиццикато) исполняют по сольному припеву, после чего "Трэйн" возвращается, чтобы вывести ее - но вместо того, чтобы остановиться в конце, он затухает под латинский ритм.
VILLAGE BLUES
(By Jobn Coltrane; Jowcol, BMI. Time: 5:21).
"Village Blues" - первый из оригиналов Колтрейна, появившихся на этой пластинке, - это "приземленный" блюз, странно вызывающий. Тайнер сначала излагает обманчиво простую тему, а затем Колтрейн подхватывает ее.
MY SHINING HOUR
(By Johnny Mercer & Harold Arlen; E. H. Morris,
ASCAP. Time: 4:50).
"My Shining Hour" - исполняется здесь как яркий темповый свингер, с "Trane", дующим в своей обычной теплой, прямолинейной манере. Я давно заметил, что даже в быстром темпе в его игре присутствует удивительный лиризм, одновременно задумчивый и напряженный - это одна из самых характерных черт его стиля.
FIFTH HOUSE
(By John Coltrane; Jowcol, BMI. Time: 4:38).
"Fifth House" - одна из самых сильных линий "Trane" и мелодия, которая предлагает слушателю еще одну загадку. Она основана на изменениях Countdown, наложенных частично на педаль C и G - и все же возникает мысль, что эта мелодия может быть основана на стандарте; на это намекает движение фраз.
SIDE TWO
HARMONIQUE
(By John Coltrane; Jowcol, BMI. Time: 4:10).
"Harmonique" - получил свое название благодаря гармоникам, которыми "Trane играет на тему. Это продуманный и приземленный блюз в 3/4 времени, в нем есть почти монковский юмор в его широких скачках, в которых "Trane перескакивает с низкой ноты на высокую гармонику, и в акцентировании первого такта басом. Это также немного напоминает другой блюз в 3/4, который я слышал в его исполнении - "The Believer" Маккоя Тайнера. В начале своего соло 'Трэйн еще немного дурачится с гармониками, а затем переходит к "типичным блюзовым штучкам Колтрейна".
LIKE SONNY(By John Colrane; Jowcol, BMI. Time: 5:51).
"Like Sonny" - называется так, говорит Колтрейн, потому что однажды он услышал, как Сонни Роллинз играет маленькую фигуру, на которой построена эта мелодия, и она ему так понравилась, что он решил использовать ее в одной из своих собственных линий. Я всегда называл это его впечатлением от Сонни. В любом случае, это очень привлекательная маленькая тема, с латинским привкусом в начале, а затем переходящая в прямой свинг.
ILL WAIT AND PRAY
(By Jerry Valentine & George Treadwell; Sophis-
ticate, BMI. Time: 3:32).
"I'll Wait And Pray" - опять же, редко исполняемый стандарт - единственная баллада в этом наборе, и она дает 'Трэйну возможность продемонстрировать свой замечательный стиль исполнения баллад. Солируя всю дорогу, он дует с теплотой и интенсивностью, эффективно используя свой выразительный высокий регистр, а ритм-секция чутко поддерживает его. (Обратите внимание на гармонику, которую он играет в конце этой песни).
SOME OTHER BLUES
(By John Coltrane; Jowcol, BMI. Time: 5:33).
"Some Other Blues" - именно это. Мой друг - еще один тенор - услышал эту песню и заметил, что она "начиналась как Now's The Time и превратилась в какой-то другой блюз". Здесь все завывают, и есть блестящий обмен четверками перед тем, как они ее уберут.
И вот он - "Coltrane Jazz". С этого момента я не буду больше ничего говорить - я просто позволю мистеру Колтрейну взять на себя ответственность и говорить самому.
Участники:
На треке "Village Blues" состав участников следующий: Джон Колтрейн тенор-саксофон; Маккой Тайнер - фортепиано; Стив Дэвис - бас; Элвин Джонс - ударные.
По всем остальным трекам: Джон Колтрейн -тенор-саксофон; Уинтон Келли - фортепиано; Пол Чемберс - бас; Джимми Кобб - барабаны.
Инженеры звукозаписи: Том Дауд и Фил Лебл
Фото на обложке: Ли Фридландер
Дизайн обложки: Лоринг Ютеми
Наблюдение: Несуби Эртегун
Это запись с высокой точностью. Atlantic использует специально сконструированный 8-канальный магнитофон Ampex (300-8R) для своих сессий записи. Индивидуальная эквализация микрофонов не допускается. Звук, создаваемый музыкантами и певцами, воспроизводится как можно точнее, и особое внимание уделяется сохранению частотного диапазона, а также динамического диапазона каждого выступления. Перенос с мастер-лент на мастер-лаки производится на магнитофоне Ampex 300 Tape Recorder, токарном станке Scully Variable Pitch Lathe и режущей головке Grampion Feedback. Регулируемый шаг Scully расширяет канавки для громких пассажей и сужает их во время более тихих участков, формируя светлые и темные узоры, которые можно увидеть на поверхности пресса. Используется винилитовый компаунд высочайшего качества. Для достижения наилучших результатов соблюдайте высокочастотную характеристику RI.A.A. с кроссовером на 500 циклов.