Найти тему
Советское Кино

«Формула любви» — ироничный советский телефильм о том, как граф Калиостро потерпел в России крах

«Формула любви» (1984) — сказочная фантасмагория, созданная талантливым режиссёром Марком Захаровым.

Действие фильма происходит в Российской империи в 1780 году. Впрочем, исторической точности ждать от него не стоит. Зато здесь много запоминающихся танцев и песен, много тонкого юмора. Некоторые фразы из фильма даже стали крылатыми (например, фраза «Зачем нам кузнец, нам кузнец не нужен»), что само по себе свидетельствует о высоком качестве диалогов (спасибо сценаристу Григорию Горину).

На первых минутах «Формулы любви» зрителям показывают одно из представлений итальянского графа Джузеппе Калиостро — алхимика и иллюзиониста. Он гастролирует в Санкт-Петербурге, и то, что он демонстрирует, производит мощное впечатление на почтенную публику. Но вскоре становится очевидно, что граф — мошенник, и он вместе своими подручными — Лоренцой, Жакобом и Маргадоном пускается в бега. Через какое-то время к нему присоединяется ещё одна спутница — красавица Мария. Калиостро взял её с собой якобы для того, чтобы держать через неё астральную связь с её отцом — одним из «клиентов» графа. На самом же деле Мария просто ему понравилась.

Изображение со страницы https://mostbeautifulgirlscaps.blogspot.com/2016/09/formula-lyubvi.html?m=1
Изображение со страницы https://mostbeautifulgirlscaps.blogspot.com/2016/09/formula-lyubvi.html?m=1

Затем вся эта компания оказывается в некоем имении в Смоленской губернии. Здесь проживает молодой скучающий помещик Алексей Алексеевич Федяшев. И с ним случилась беда — он влюбился в статую. Калиостро заверил его, что сможет её оживить. Это позволило графу и его спутникам на несколько дней стать гостями имения.

И здесь Калиостро приходит в голову идея создать формулу любви, где всё будет учтено. Его помощница Лоренца уверена, что он взялся за непосильную задачу. Она считает, что любовь — это божественное чувство. Но граф не хочет её слушать. Конечно, в итоге у Калиостро ничего не получается. В целом в фильме проводится мысль, что никакой формулы любви не существует и существовать не может. В любви есть что-то таинственное и неподвластное разуму. Иногда ради любви человек даже готов пожертвовать собой...

Строго говоря, провалом для графа заканчиваются не только поиски фантастической формулы. Его фокус, в котором вместо статуи под покрывалом появляется Лоренца, тоже не дал нужного эффекта. Алексей догадался, что всё это обман. Да и к тому же его блажь уже прошла — статую он разлюбил. Теперь он без ума от живой, настоящей женщины — Марии...

Калиостро в конце ленты даже хочется немного пожалеть. Однако на картине, на которой вместе с ним запечатлены люди из имения (а также солдаты, приехавшие задержать графа), он всё-таки улыбается. И местный доктор в своеобразном эпилоге рассказывает, что много лет спустя эта картина была доставлена Калиостро в итальянскую тюрьму, и он хранил её при себе до самой смерти.

Стоит сказать несколько слов и про актёров, снимавшихся в данном фильме. Многие из них уже работали с Марком Захаровым раньше. В том числе и поэтому актёрский ансамбль получился таким слаженным.

Довольно удачным выбором на роль графа Калиостро стал грузинский артист Нодар Александрович Мгалоблишвили. И даже хорошо, что от этой роли отказался Олег Янковский (считается, что он просто побоялся связываться с мистикой). Граф в исполнении Мгалоблишвили получился загадочным, но не страшным. Также поражают удивительные глаза этого Калиостро — они холодные и немного печальные.

Интересно при этом то, что озвучивал Калиостро Армен Джигарханян — это связано с тем, что Нодар Александрович говорил по-русски с сильным акцентом.

Леонид Броневой (меланхоличный доктор), Александр Михайлов (помещик Алексей), Татьяна Пельтцер (тётушка Алексея), Елена Валюшкина (Мария), Александра Захарова (крестьянская девушка Фимка) тоже весьма достойно справились со своими ролями.

Вдобавок ко всему особо следует выделить Александра Абдулова и Семёна Фараду, сыгравших тут Жакоба и Маргадона. Их дуэт практически затмевает всех остальных. И то, как они забавно исполняют песню «Уно моменто», забыть невозможно.