Найти в Дзене
Авто-дао Дзена

«Мимино»: интересные самолетные ляпы любимой советской комедии

Фильм Георгия Данелии «Мимино» 1977 г. – одна из лучших советских комедий. И тем интереснее не только смеяться над его шутками, но и анализировать сюжет, героев, их cyдьбы. А когда начинаешь размышлять – замечаешь некоторые нестыковки. При этом они ни в коем случае не делают кино хуже (повторю: это одна из лучших советских комедий). И отдельные такие нестыковки связаны с, так сказать, транспортной темой. Этакие самолетные ляпы. Давайте назовем некоторые из них. Так, в фильме показан ветеран войны Волохов (в него, как всегда блистательно, воплотился замечательный советский актер Евгений Леонов). Он с помощью своего фронтового друга (и в настоящее время высокого чина, к которому на прием записываются даже генералы) помогает определить главного героя в «большую авиацию», да еще и на международные линии. Однако в советское время пилота-вертолетчика малой авиации даже по большому блату не могли быстро перевести на крупный авиалайнер, и тем более на «святая святых», вершину советской констру

Фильм Георгия Данелии «Мимино» 1977 г. – одна из лучших советских комедий. И тем интереснее не только смеяться над его шутками, но и анализировать сюжет, героев, их cyдьбы.

А когда начинаешь размышлять – замечаешь некоторые нестыковки. При этом они ни в коем случае не делают кино хуже (повторю: это одна из лучших советских комедий).

И отдельные такие нестыковки связаны с, так сказать, транспортной темой. Этакие самолетные ляпы. Давайте назовем некоторые из них.

Так, в фильме показан ветеран войны Волохов (в него, как всегда блистательно, воплотился замечательный советский актер Евгений Леонов). Он с помощью своего фронтового друга (и в настоящее время высокого чина, к которому на прием записываются даже генералы) помогает определить главного героя в «большую авиацию», да еще и на международные линии.

Кадр из фильма Данелии
Кадр из фильма Данелии

Однако в советское время пилота-вертолетчика малой авиации даже по большому блату не могли быстро перевести на крупный авиалайнер, и тем более на «святая святых», вершину советской конструкторской мысли сверхзвуковой самолет ТУ-144.

Для переклассифицирующихся пилотов в гражданской авиации СССР существовала строжайшая система отбора и подготовки. Она проводилась постепенно, в несколько этапов, с набором достаточного налета и опыта работы на каждом типе самолетов:

  • поначалу пилот летал на малых самолетах вроде Ан-2 и Ан-14;
  • после переучивался на Ил-14, Ан-24 или Як-40;
  • следом переходил на Ту-134 и Як-42;
  • и только потом его назначали на большие лайнеры типа Ту-154 либо Ил-62.

А на Ту-144 летали в буквальном смысле лучшие из лучших, самые опытные летчики, можно сказать, «избранные», проверенные-перепроверенные. И даже с учетом этого экипажи были совместными – с лучшими пилотами от Министерства гражданской авиации СССР и с летчиками-испытателями от Министерства авиационной промышленности.

То есть Мимино даже в самых благоприятных условиях потребовалось бы несколько лет, чтобы оказаться за таким штурвалом/

Да и уровень английского у нашего не очень глубоко знающего языки («Ларису Ивановну хочу!») Валико Мизандари, мягко говоря, до международных авиалиний не дотягивал.

Кроме того, не совершали ТУ-144 пассажирских рейсов за границу. Совсем. Помните, герои перечисляли разные страны, где они бывали? Мол, Дели, Сан-Франциско…

Но этот самолет был в коммерческой эксплуатации только на территории СССР, причем на протяжении всего нескольких месяцев, а затем его вывели из эксплуатации. К тому же, долететь до Сан-Франциско или Дели ТУ-144 просто не позволила бы дальность полета. Модернизированная версия Ту-144Д уже смогла бы долететь до Дели, но до «Фриско» все равно не дотянула бы.

Вот несколько фактов из «биографии» этого замечательного, но, увы, недолго пролетавшего самолета:

1) его самый 1-й полет (из Москвы в Алма-Ату) состоялся в 1968 г.;

2) в эксплуатацию его ввели в 1975 г.;

3) пассажиров на нем стали перевозить с 1977 г.;

4) его коммерческая эксплуатация продолжалась до 1978 г.;

5) Ту-144 стал моментальной легендой в мировой авиации, 1-м сверхзвуковым пассажирским самолетом, оставив позади конкурента – британско-французский Concorde:

  • в 1969 г. он впервые превысил скорость звука;
  • в 1970 г. он набрал наибольшую скорость 2430 км/ч;
  • в дальнейшем на ТУ-144 было установлено множество мировых рекордов скорости и высоты полета.

Официальной причиной остановки пассажирских перевозок были объявлены значительные эксплуатационные расходы (большой расход топлива).

Кадр из фильма Данелии
Кадр из фильма Данелии

Фильм «Мимино» был снят в 1977 г. То есть самолет как раз в тот момент находился на «пике боевой формы». Но в саму Грузию такие самолеты просто не летали, во время съемок фильма в аэропорту Тбилиси еще не было подходящей взлетно-посадочной полосы.

Ну, а спустя 1 год после премьеры «Мимино» Ту-144 пассажиров уже не перевозил.

Наконец, был и такой ляп фильма, как съемки внутри самолета. На взлетной полосе и в полете нам показали ТУ-144, а салон и кабину пилотов снимали в ТУ-154. Это можно легко заметить по расположению мест пассажиров в салоне, по числу кресел для экипажа и проч.

В целом же ясно, что небольшие нестыковки были оправданы: без всех этих «поворотов сюжета» просто не получился бы такой шикарный фильм (вы уже помните: одна их лучших советских комедий)...

П. с. Если вы интересуетесь необычным кино-транспортом, можете читать пост о флипах из советского фильма «Гостья из будущего». Также в продолжение темы читайте Дзен-статьи «Забавные ляпы в кино, связанные с авто» и еще «Куда дели пепелац со съемок "Кин-дза-дзы" и зачем его хотели забрать американцы». А про саму комедию Данелии читайте пост «Кем была Лариса Ивановна, кoтoрyю xoтeл Мимино? Грустная изнанка советской комедии».

#кино #комедии #авто #транспорт #интересные факты #ссср #самолеты #вертолеты