Святки справляют в период примерно с 25 декабря и до Крещения Господня.
Рождество также было включено в этот святочный период, как и старый новый год (его еще называли Васильевым вечером).
Святки они же святые вечера делили на святые вечера (от рождества до нового года) и страшные вечера (от нового года до крещения).
Мифологическое значение Святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето, световой день начинает увеличиваться. Рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
В наименовании Святок у южных славян отражается негативное отношение к этому периоду времени как к «бесовскому», «нечистому», «страшному», как к времени разгула нечистой силы.
Крестьяне передавали такую легенду «В ночь под новый год бесчисленные сомны бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле пугая честной народ. Нечистая сила устраивает пакости, потешается над всеми, кто не оградил своего дома крестом начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. Говорят, что Бог, возрадовавшись от того, что у него родился сын, выпустил чертей погулять».
Сам обряд колядования никак не регламентирован и в разных регионах России его справляли по-разному. На севере колядок не было, но был обряд Виноградия. Виноград был символом богатства, любви, благородства. Однако пение Виноградия пели не только на святки, но и на свадьбы, препивая таким образом молодых друг к другу, желая изобилия.
Колядки и ношение масок не поощрялись церковью и считалось, что это тяжкий грех, очистить который ряженые смогут только, искупавшись в проруби.
К колядкам готовились загодя. Молодёжь готовила себе маски, бороды из льна и шутовские костюмы. Они наряжались в самодельные костюмы, мазались сажей, выворачивали шубы задом на перёд и в таком виде приходили к хозяевам домов. Когда в сумерки, все обряжающиеся собирались в хату к кому-то для переодевания, то обязательно устраивали «кобылу» - вязали из соломы чучело, похожее на лошадь. Его должны были нести четыре парня, а верхом сажали мальчика-подростка, обряженного стариком. Они пели хозяевам домов песни (колядовали, то есть пели доброжелательные песни) и за это получали разные угощения. В этих песнях они желали хозяевам хорошего урожая, здоровья, то есть всех благ. Но если кто-то не желал открывать двери колядовщикам, в этом случае пелись корильные песни где сулили хозяевам неприятности.
Так как это время считалось разгулом нечистой силы, а колядовщики в своих нарядах эту самую силу и представляли, то хозяева разрешали им пошалить. Например, затащить сани на крышу, снять с петель забор, забить печную трубу. Такое поведение не порицалось.
Существовал обряд вождения козы. Мужчину переодевали в козу, выворачивали шубу мехом наружу, накидывали на него также разные тряпки. Из сена делали голову из лозы рожки и в таком виде вели его по улице. Ряженые заходили в дом и пускали этого ряженного на четвереньках ходить по избе. Смысл был в том, чтобы хозяин дома одаривал эту козу сладостями. Если же хозяин лакомств не давал, то «коза» упиралась, падала и отказывалась выходить без угощений. После получений лакомств она танцевала с хозяевами дома.
В Грузинской волости Новгородского уезда был обычай «цыганьичанья» - в первые два дня рождества девушки одевались в разноцветные платья, накидывали на плечи платки и ходили по дворам – кто-то с гармошкой и балалайкой, а кто-то с лукошком. Они распевали цыганские песни, играли и плясали для хозяев, выпрашивая таким образом у хозяев подарки, причем в случае отказа они тащили из дома все что плохо лежит, а хозяевам отдавали обратно только за выкуп.
В Кадниковском уезде Вологодской губернии мальчики 5-7 лет ходили по избам и собирали лучины на вечера, распевая такую песню:
Коляда ты, коляда
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор середи Москвы,
Середь каменныя.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуй лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища.
Если лучины давали, то пели благодарственную песню, а если не давали, то слова были такие: «Дай же тебе Господи – одна корова, и та нездоровая, по полю пошла и та пропала».
По севернорусским представлениям, разгул нечистой силы приходится на вторую неделю Святок: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи вплоть до Богоявления нечистая сила устраивает пакости».
К категории «святочных» духов, являющихся только на Святки, на Русском Севере причислялись шуликуны. Они появлялись на второй день Рождества, а исчезали в день Крещения после вечерни. В канун Нового года считалось, что пробуждаются мертвецы и, принимая вид животных, расхаживают по земле.
В южнорусских областях верили, что ведьмы, оборотни, черти начинают вредить людям уже в рождественский вечер. Нечистые прилетают на землю, а ведьмы крадут месяц и звёзды. Белорусы во врем Святок закрещивали сундуки с одеждой, иначе ее бы похитили души некрещенных детей, которые «спускаются из ада на гулянье».
Святки также сопровождались большим количеством запретов, предписаний и правил поведения, которые соблюдали для защиты от вредоносных духов или из-за боязни разозлить их. Например, считалось, что в святочных праздничных трапезах участвуют души умерших родственников, поэтому на ночь запрещалось убирать остатки еды, особенно кутью - ее оставляли для душ. Готовя праздничную еду нельзя было ее пробовать, стучать ложкой о край горшка, прикасаться голой рукой к печи, мешать кочергой головешки в печи. Садясь к столу следовало подуть на лавку, чтобы не придавить незримого гостя.
В течение всех Святок нельзя было выносить мусор из дома, чтобы «не вынести удачу», выливать воду за порог, «чтобы не облить души», оставлять в доме орудия ткачества и прядения. Особенно строго соблюдались запреты шить, вязать, крутить, вить, прясть, ломать хворост иначе на свет появятся увечные дети и приплод у скота.
Ряд действий запрещали из-за опасения, что они будут повторяться весь год, например, не следовало ничего давать взаймы или быть должником, ругаться, ссориться, плакать.
К Рождеству дом украшали святочными «пауками» из соломы, бумаги, перьев, фасоли, желудей. Из бумаги вырезали узорные самоделки, украшали дом хвойными ветками, которые крепили к иконам или оконным рамам.
Также, самый известный атрибут колядок — это святочная звезда. С ней взрослые люди ходили рождествовать, то есть славили рождение Христа.
Утром 7 января ребятня бегала и занималась христославлением – возвещали рождения Христа со словами «Христослав, христослав меня батька послав».
Но что же означает слово «колядки, коляда?». Здесь мнения расходятся. По запискам этнографа Забылина Коляда — это бог пиршеств и мира. Однако есть и другое объяснение – слово коляда встречается у многих народов. В латинском языке есть слово «календа» оно означает время года. В древнегреческом языке есть слово «кала» что означает выкрикивать, кричать. То есть на колядках ходили и выкрикивали, объявляли всему миру, что родился Иисус Христос и желали добра домов. Они не призывали бога Коляду.
Однако Святочный период для молодёжи существовал не только поводом устроить так называемый маскарад. В этот период на Руси были распространены так называемые «вечёрки» или посиделки. В будние дни такие посиделки организовывались для работы: прядения, вязания, вышивания. А в праздничный период они собирались для гуляний и развлечений. Так как никаких специальных мест для этого не существовало, то молодые люди так сказать арендовали избы у чужих людей, чаще это были либо одинокие старики, либо пожилые пары. Молодёжь платила хозяевам продуктами или какой-нибудь работой, например, летом помочь с урожаем или выкупали избу за пряжу.
Чаще это происходило со второго дня после Рождества, так как до этого времени был пост и все увеселительные мероприятия запрещались.
На такие святочные посиделки могли приезжать даже с других деревень, например, на неделю. Нередко на таких посиделках молодые люди выбирали себе пару. Или же припевали себе пару.
Ряженые тоже обязательно посещали такие посиделки. Разыгрывали сценки.
Ряженые старались изменить себя до неузнаваемости, даже собственный голос. Кто-то басил, кто-то разговаривал только на вдохе, кто-то вовсе молчал. Также менялась и пластика их тела. Однако не все они старались только развеселить публику. Некоторые группы ряженых специально запугивали окружающих, доводя девушек до визга и бегства из избы. Детей на такие представления старались не допускать.
Церковь не одобряла такое поведение и запрещала, так как оно напоминало бесовское. Но это уже вошло в традицию и такие праздники были только для забавы.
Гадания
Конечно любые Святки невозможно представить без гаданий. Ведь именно в этот период, когда мир нечисти и наш человеческий соприкасаются и потусторонние силы ходят по земле, кто не захочет погадать на суженого-ряженого или на свою судьбу. Гадания также не признавались церковью и запрещались.
Вот некоторые примеры гаданий:
Девушка обсыпалась зерном говорила «суженый ряженый приходи огород городить» и ложились спать. Считалось что сны в этот период будут вещие.
Окличка прохожих и проезжих
Вечером или ночью девушки выходили из дома и, стоя у калитки, задавали мужчинам вопрос «Как ваше имя?». По поверью, будущий жених должен был иметь такое же имя, как и у случайного прохожего и ту же красоту.
Подслушивание
Девушки и парни ходили слушать под окна чужих домов и судили о своем счастье по услышанным ими словами. Если слышали веселый или неприятный разговор, то предрекали себе приятную или скучную жизнь. По тону услышанного определяли ласкового или сурового мужа. Зависело так же от того чей голос слышали: старого или молодого, трезвого или пьяного, женщину или мужчину.
Самые непугливые ходили слушать под закрытые двери церквей в полночь, когда службы не бывает. Слышать могли венчальное пение или же погребальное.
Гадание на курицах
С насеста снимали курицу или петуха и приносили в комнату. Там заранее на на полу приготовляли в трёх местах воду, хлеб, золотые или серебряные кольца, серьги и т.д. Птицу пускали ходить по полу и наблюдали какую вещь она клюнет.
Также курицу или петуха пускали ходить в середину круга, который выкладывали кольцами и перстнями, принадлежавшими разным девушка. И чье украшение птица клюнет, та девушка выйдет в этом году замуж.
Гадание у ворот
Девушки ночью выходили к воротам и говорили: «Залай, залай собаченька! Залай, серый волчок! Где залает собаченька, там живет мой суженый!»
Там, откуда слышится собачий лай девушка будет отдана замуж. И чем дальше этот лай будет, тем дальше от дома она будет отдана замуж. При этом важно было какой именно лай она услышит: хриплый - брак со стариком, звонкий и тонкий - брак с молодым.
Гадание на луковицах
Брали несколько луковиц и помечали каждую из них. Затем их клали в землю. Чья луковица быстрее даст росток, та девушка и выйдет прежде других замуж.
Гадание яйцом
Брали стакан, наполненный истой водой, и в эту воду осторожно выпускали свежее яйцо. Давали так немного постоять, а затем по расположению белка в воде судили о будущем.
Гадание воском, оловом или свинцом
Олово, воск или свинец лили в воду и по вылитым фигурам судили о своем будущем, например, счастье, неудаче или голоде.
Гадание на полотенце
Из окна на ночь вывешивали полотенце со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если на утро полотенце было мокрое, значит девушка в этот год выйдет замуж, если же сухое, то в этом году точно не выйдет.
Гадание у бани
Ночью девушки притворяли дверь бани и, оголив одну из частей тела, предлагали баннику (хранитель бани, чем-то вроде домового) прикоснуться рукой. Если чувствовали мохнатую лапу значит жених будет богат, а если холодная и голая рука, то бедный.
Страшные гадания
Гадание на зеркалах
Гадать на зеркале отваживались самые смелые девушки, так как данное гадание требует полной тишины и одиночества и конечно же ночью.
В темной части дома ставили на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая входит и смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Стоит ей сказать «чур меня», то видение исчезает.
Вечером брали два зеркала, желательно одинакового размера и ставили друг на против друга. Их освещали при помощи двух свечей с одного и другого края. Гадающая девушка удаляла из комнаты всех собак, кошек, птиц и посторонних. Она садилась и смотрела в зеркало, в конец коридора, образованного от двух зеркал, направленных стеклами друг против друга. Говорят, перед началом видения зеркало тускнеет и свечи начинают меркнуть. В это самый момент и нужно было сосредоточиться, чтобы что-то увидеть.
Также образовав коридор из двух зеркал девушки клали приборы на стол и говорили: «Суженый ряженый приходи со мной поужинать». И всматривались в зеркало. Но это было опасно, так как если девушка заглядится и вовремя не скажет: «Чур меня», то молодой человек мог выпрыгнуть из зеркала и дать пощечину, и она могла никогда не выйти замуж или умереть.
Также гадали на варениках. В них запекали монетку что значило богатство, мука – к мучениям, сахар – к сладкой жизни, соль к слезам и т.д.
Чаще гадания происходили на старый новый год.
Приметы на святки:
Если в ночь под новый год небо было звездное, то в наступающем году будет много ягод и грибов.
Если утром в день нового года первой в дом придет женщина то это сулит несчастье, если мужчина – счастье.
Если в доме день нового года в доме есть деньги – то весь год не будешь в них нуждаться, только если не давать взаймы.
Литература:
М. Забылин Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
С. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила.
В. Пропп Русские аграрные праздники.