Г.К. Лукомский: «К двум часам ночи все нервничают. Что-то случилось. В это время в Александровском вся семья, уложив вещи, (в течении семи дней) буквально «сидит на чемоданах» в полукруглом «овальном» зале, выходящем окнами в парк. Прислуга, ещё в ливреях, страшно расстроена. Плачут. Слышны заглушенные рыдания. Светает.
Георгий Лукомский принял дворец после отъезда Императорской семьи, он скрупулезно составил описи всего, что осталось во дворце после отъезда последних хозяев.
Поезд, оказывается, вышел. Подают из автогаража 10-12 грузовиков. Их наполняют до краёв сундуками. Вещей взяли мало, но едет до пятидесяти человек, у каждого - своё. Четыре-пять закрытых автомобилей.
Всю ночь семья Императора Николая 2 (намеренно не называю его бывшим) сидела "на чемоданах" в полукруглом зале Александровского дворца. Поезд подали только на рассвете, было несколько ложных тревог, когда вставали и опять усаживались ждать дальше.
Полукруглый зал.
А это Великая княжна Анастасия и Цесаревич Алексей на выходе из Полукруглого зала.
Первый предназначен Николаю II, сыну и жене. Второй для дочерей. Остальные для сопровождающих. Из дверей появляется невзрачная сугубо — на сей раз печальная, густо обросшая бородой, в форме полковника, фигура Николая II. Под руку с ним бывшая императрица. Медленно, качаясь (от усталости и волнения) спускаются они по пандусу.
Очень печально покидать свой родной дом, к тому же местом отъезда был явно не желанный Крым (куда они хотели уехать), а Сибирь, и им сказали взять теплые вещи.
За ними, вприпрыжку, выросший неожиданно — бывший наследник. Бледен. Шутит. Балаганит.
Алексей несколько раз ночью укладывался спать, и должно быть был немного рад, что тягостное ожидание наконец закончилось. Или он хотел развеселить родителей и внести нотку свежести в это унылое утро 14 августа 1917 года.
Далее — сестры. Худенькие, бледные, остриженные (была корь), серо, даже бедно одетые. Садятся в автомобили.
Им почти не покупали новой одежды во время Первой мировой войны, в Могилев они приезжали довольно просто одетые, в коричневые кофты и бордовые юбки.
Отъезжает первый. В окошечке его, сзади, вижу в слезах императрицу. Перекрестила оставшихся на балконе, свою бывшую челядь (или дворец)?»
В этот дворец они больше не вернуться никогда...
Первые две фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете