Найти в Дзене
ARTПатруль

«Найти Бэнкси» - Тотальная инсталляция

Санкт-Петербург, Севкабель Порт, до 14 мая 2023 года, 11:00-22:00 ежедневно
Санкт-Петербург, Севкабель Порт, до 14 мая 2023 года, 11:00-22:00 ежедневно

В моей классификации выставок (с которой я вас обязательно познакомлю) эта выставка занимает промежуточное положение между монографической выставкой и выставкой-аттракционом, не будучи при этом выставкой вообще, и стремительно приближаясь к чистому развлечению без образовательной нагрузки.

Если бы не одно «но».

Бэнкси - уникальное явление в художественном мире. Художник с твердой и профессиональной рукой, мировой славой и оригинальным мышлением, который выбрал путь борьбы и конспирации.

Борется Бэнкси со всеми возможными несправедливостями и несовершенствами мира. Высказывается по всем актуальным вопросам современности и реагирует на все острые события.

Охотники за тележками, 2006.
Охотники за тележками, 2006.

При этом никто не знает, кто такой Бэнкси.

В каком году он родился? Какую школу окончил? Где учился ремеслу художника? Где он живет? Как выглядит?

Когда журнал Time включил Бэнкси в список самых влиятельных людей планеты, художник для публикации прислал вот такую фотографию:

«Портрет» Бэнкси
«Портрет» Бэнкси

Почему так?

Все просто. Бэнкси - уличный художник. То, как и где он создает свое искусство, часто противоречит закону и нарушает общественный порядок. Опасная у него профессия, приходится скрываться. Профессионал, работы которого продаются на аукционах за миллионы фунтов стерлингов, остается личностью анонимной и загадочной.

И вот эту атмосферу - ночь, улица, фонарь, стена (возможно и аптеки) - воссоздали авторы тотальной инсталляции «Найти Бэнкси». Сделали это талантливо, ярко и увлекательно.

-4

Само название инсталляции провоцирует на домыслы.

Ищем самого Бэнкси, Бэнкси - подданного Великобритании, мужчину средних лет? Или ищем Бэнкси в том значении, в каком говорим «в этом зале висит Врубель»?

И первое, и второе - сложные задачи. Часто невозможные. Многие знаменитые работы Бэнкси давно уничтожены. Владельцы зданий покрасили стены - и нет больше граффити, нет больше фресок.

Кстати, о граффити. Мы часто так называем любые изображения на стенах зданий. Только это не совсем так. Граффити - частный случай большого явления под названием «уличное искусство». Граффити чаще всего сводится к созданию надписей, не случайно их авторы называют себя «райтерами».

Уличное искусство - это и граффити, и мозаики, и монументальная живопись, и скульптура, и объекты, и инсталляции. Почти весь спектр жанров и видов изобразительного искусства, с одной отличительной особенностью - это искусство располагается (а часто и создается) прямо на улице, в общественных пространствах, специально для этого не предназначенных. В этом смысле оно часто граничит с вандализмом, а иногда и переходит эту грань.

Бэнкси начинал как райтер и прошел большой путь. Просто огромный.

Тотальная инсталляция «Найти Бэнкси» начинается со слов «Выход с выставки - через сувенирную лавку» (и это не просто слова), и с большого стенда, на котором изложена известная часть биографии художника.

Тотальная инсталляция
 - форма современного искусства, придуманная Ильей Кабаковым. Это сложные и масштабные конструкции, объединяющие разные виды изобразительного искусства в одном пространстве. Зритель может войти в это пространство и оказаться буквально внутри произведения искусства.

Этот стенд и делает выставку похожей на привычный формат персонально-монографической выставки. Такие выставки прекрасно делает Третьяковская галерея, чуть скромнее - Русский музей. Они проходят в Государственном Эрмитаже и в Манеже. Одним словом, нам очень хорошо известен этот формат. И стенд в начале как бы намекает, что впереди - нечто подобное.

Однако как только вы начинаете движение вдоль стен выставочного пространства, ощущение «еще одной выставки еще одного художника» уходит. Начинает работать тотальная инсталляция и вы вовлекаетесь в прохождение заранее спланированного маршрута, перемещаетесь от объекта к объекту, и с каждым граффити, каждой скульптурой, каждой инсталляцией все больше и больше погружаетесь в мир, каким его видит Бэнкси.

Мир этот недобр, опасен, эгоистичен, лжив и слеп к страданиям. В нем тонут хлипкие лодки с нелегальными мигрантами, в парламенте заседают обезьяны, у детей нет места для игр, всем и всегда угрожают террористы и массовые беспорядки… Добавьте сюда любую проблему, и, скорее всего, у Бэнкси уже есть ответ, он уже как-то высказался по этому поводу или сделает это на днях.

Мы все в одной лодке, 2021, Саффолк, Великобритания
Мы все в одной лодке, 2021, Саффолк, Великобритания

Как жить в таком мире? Как-как. Быстро двигаясь и недобро улыбаясь. Поэтому Бэнкси - это еще и черный юмор.

Скелет в форме смотрителя музея - Выставка «Грубая живопись», 2005, Лондон
Скелет в форме смотрителя музея - Выставка «Грубая живопись», 2005, Лондон
Топор. Проект «Магазин «Валовый внутренний продукт», 2019, Лондон «Ручной инструмент со счастливым концом. Прекрасный декоративный компаньон для камина»
Топор. Проект «Магазин «Валовый внутренний продукт», 2019, Лондон «Ручной инструмент со счастливым концом. Прекрасный декоративный компаньон для камина»

Некоторые высказывания Бэнкси раскрывают и добрые чувства британцев. Например, симпатию к принцессе Диане и горечь от ее нелепой гибели.

Карета Золушки. Проект «Дисмаленд», 2015
Карета Золушки. Проект «Дисмаленд», 2015

Почему я назвала этот проект аттракционом?

Потому что здесь есть предметы, которые можно трогать. На креслах и диванах внутри реконструкций инсталляций Бэнкси можно сидеть. Можно открыть крышку и заглянуть внутрь мусорного бачка. Обнять слона и сделать с ним селфи.

«Красная комната» Выставка «Едва законно», 2006, Лос-Анджелес, США.
«Красная комната» Выставка «Едва законно», 2006, Лос-Анджелес, США.
«Мюзикл». Шоу «Лучше снаружи, чем внутри», 2013, Нью-Йорк, США
«Мюзикл». Шоу «Лучше снаружи, чем внутри», 2013, Нью-Йорк, США

Бэнкси создает разные произведения искусства, среди которых есть и старая добрая (почти) станковая живопись, и живопись монументальная, а еще скульптура, объекты, инсталляции, интерьеры общественных зданий и даже фильмы.

Помните про фразу «Выход с выставки через сувенирную лавку»?

-11

Однажды Бэнкси стал режиссером и снял фильм, который номинировался на Оскара как лучший документальный фильм. На самом деле - псевдодокументальный. Возможно, вы его видели, а если нет - посмотрите обязательно. Он называется «Выход через сувенирную лавку».

«Выход через сувенирную лавку» Выставка «Бэнкси против Бристольского музея» 2009, Бристоль, Великобритания
«Выход через сувенирную лавку» Выставка «Бэнкси против Бристольского музея» 2009, Бристоль, Великобритания
-13

Выход с выставки, действительно, через сувенирную лавку.

Всего в инсталляцию включено 150 копий работ Бэнкси.

Кажется, я еще не писала о том, что все, что вы увидите на выставке - это копии. И это еще один аргумент в пользу аттракциона. С другой стороны, многие фрески художник создавал с помощью трафаретов. Не он придумал этот способ создания уличного искусства, только это оказалось очень удобно. Можно спокойно в мастерской создать трафарет, а потом быстро нанести изображения там, где задумано.

«Студия Бэнкси». Выставка «Бэнкси против Бристольского музея» 2009, Бристоль, Великобритания
«Студия Бэнкси». Выставка «Бэнкси против Бристольского музея» 2009, Бристоль, Великобритания

Так вот. Способ создания части произведений делает почти бессмысленным вопрос о подлинности. Объекты и скульптуры выполнены очень тщательно и полностью соответствуют оригиналам. Поэтому да, аттракцион, только очень качественный, атмосферный и… подлинный. Не смотря ни на что, вопреки всему, создателям инсталляции удается так погрузить и так увлечь зрителя, что все остальное становится уже не важно.

Вид на объект под названием «Погруженная телефонная будка»
Вид на объект под названием «Погруженная телефонная будка»

Текст: Ирина Лакото

Публикуется с разрешения автора