В моей классификации выставок (с которой я вас обязательно познакомлю) эта выставка занимает промежуточное положение между монографической выставкой и выставкой-аттракционом, не будучи при этом выставкой вообще, и стремительно приближаясь к чистому развлечению без образовательной нагрузки.
Если бы не одно «но».
Бэнкси - уникальное явление в художественном мире. Художник с твердой и профессиональной рукой, мировой славой и оригинальным мышлением, который выбрал путь борьбы и конспирации.
Борется Бэнкси со всеми возможными несправедливостями и несовершенствами мира. Высказывается по всем актуальным вопросам современности и реагирует на все острые события.
При этом никто не знает, кто такой Бэнкси.
В каком году он родился? Какую школу окончил? Где учился ремеслу художника? Где он живет? Как выглядит?
Когда журнал Time включил Бэнкси в список самых влиятельных людей планеты, художник для публикации прислал вот такую фотографию:
Почему так?
Все просто. Бэнкси - уличный художник. То, как и где он создает свое искусство, часто противоречит закону и нарушает общественный порядок. Опасная у него профессия, приходится скрываться. Профессионал, работы которого продаются на аукционах за миллионы фунтов стерлингов, остается личностью анонимной и загадочной.
И вот эту атмосферу - ночь, улица, фонарь, стена (возможно и аптеки) - воссоздали авторы тотальной инсталляции «Найти Бэнкси». Сделали это талантливо, ярко и увлекательно.
Само название инсталляции провоцирует на домыслы.
Ищем самого Бэнкси, Бэнкси - подданного Великобритании, мужчину средних лет? Или ищем Бэнкси в том значении, в каком говорим «в этом зале висит Врубель»?
И первое, и второе - сложные задачи. Часто невозможные. Многие знаменитые работы Бэнкси давно уничтожены. Владельцы зданий покрасили стены - и нет больше граффити, нет больше фресок.
Кстати, о граффити. Мы часто так называем любые изображения на стенах зданий. Только это не совсем так. Граффити - частный случай большого явления под названием «уличное искусство». Граффити чаще всего сводится к созданию надписей, не случайно их авторы называют себя «райтерами».
Уличное искусство - это и граффити, и мозаики, и монументальная живопись, и скульптура, и объекты, и инсталляции. Почти весь спектр жанров и видов изобразительного искусства, с одной отличительной особенностью - это искусство располагается (а часто и создается) прямо на улице, в общественных пространствах, специально для этого не предназначенных. В этом смысле оно часто граничит с вандализмом, а иногда и переходит эту грань.
Бэнкси начинал как райтер и прошел большой путь. Просто огромный.
Тотальная инсталляция «Найти Бэнкси» начинается со слов «Выход с выставки - через сувенирную лавку» (и это не просто слова), и с большого стенда, на котором изложена известная часть биографии художника.
Тотальная инсталляция
- форма современного искусства, придуманная Ильей Кабаковым. Это сложные и масштабные конструкции, объединяющие разные виды изобразительного искусства в одном пространстве. Зритель может войти в это пространство и оказаться буквально внутри произведения искусства.
Этот стенд и делает выставку похожей на привычный формат персонально-монографической выставки. Такие выставки прекрасно делает Третьяковская галерея, чуть скромнее - Русский музей. Они проходят в Государственном Эрмитаже и в Манеже. Одним словом, нам очень хорошо известен этот формат. И стенд в начале как бы намекает, что впереди - нечто подобное.
Однако как только вы начинаете движение вдоль стен выставочного пространства, ощущение «еще одной выставки еще одного художника» уходит. Начинает работать тотальная инсталляция и вы вовлекаетесь в прохождение заранее спланированного маршрута, перемещаетесь от объекта к объекту, и с каждым граффити, каждой скульптурой, каждой инсталляцией все больше и больше погружаетесь в мир, каким его видит Бэнкси.
Мир этот недобр, опасен, эгоистичен, лжив и слеп к страданиям. В нем тонут хлипкие лодки с нелегальными мигрантами, в парламенте заседают обезьяны, у детей нет места для игр, всем и всегда угрожают террористы и массовые беспорядки… Добавьте сюда любую проблему, и, скорее всего, у Бэнкси уже есть ответ, он уже как-то высказался по этому поводу или сделает это на днях.
Как жить в таком мире? Как-как. Быстро двигаясь и недобро улыбаясь. Поэтому Бэнкси - это еще и черный юмор.
Некоторые высказывания Бэнкси раскрывают и добрые чувства британцев. Например, симпатию к принцессе Диане и горечь от ее нелепой гибели.
Почему я назвала этот проект аттракционом?
Потому что здесь есть предметы, которые можно трогать. На креслах и диванах внутри реконструкций инсталляций Бэнкси можно сидеть. Можно открыть крышку и заглянуть внутрь мусорного бачка. Обнять слона и сделать с ним селфи.
Бэнкси создает разные произведения искусства, среди которых есть и старая добрая (почти) станковая живопись, и живопись монументальная, а еще скульптура, объекты, инсталляции, интерьеры общественных зданий и даже фильмы.
Помните про фразу «Выход с выставки через сувенирную лавку»?
Однажды Бэнкси стал режиссером и снял фильм, который номинировался на Оскара как лучший документальный фильм. На самом деле - псевдодокументальный. Возможно, вы его видели, а если нет - посмотрите обязательно. Он называется «Выход через сувенирную лавку».
Выход с выставки, действительно, через сувенирную лавку.
Всего в инсталляцию включено 150 копий работ Бэнкси.
Кажется, я еще не писала о том, что все, что вы увидите на выставке - это копии. И это еще один аргумент в пользу аттракциона. С другой стороны, многие фрески художник создавал с помощью трафаретов. Не он придумал этот способ создания уличного искусства, только это оказалось очень удобно. Можно спокойно в мастерской создать трафарет, а потом быстро нанести изображения там, где задумано.
Так вот. Способ создания части произведений делает почти бессмысленным вопрос о подлинности. Объекты и скульптуры выполнены очень тщательно и полностью соответствуют оригиналам. Поэтому да, аттракцион, только очень качественный, атмосферный и… подлинный. Не смотря ни на что, вопреки всему, создателям инсталляции удается так погрузить и так увлечь зрителя, что все остальное становится уже не важно.
Текст: Ирина Лакото
Публикуется с разрешения автора