Создавая команды, мы мечтаем о слаженном коллективе, стоящем друг за другом, чтобы нам было хорошо вместе, и чтобы пребывание в компании друг друга было для нас стимулирующим и удовлетворяющим. Мы хотим создать команду отличных профессионалов, ориентированных на совместное достижение целей.
Мы редко предвидим ситуацию, которая могла бы произойти в противном случае. При формировании команды и наборе новых людей мы обычно учитываем их профессионализм и опыт.
Мы редко обращаем внимание на личность. Для нас важно, чтобы этот трудоустроенный человек хорошо выполнял свои задачи, а не был ли он мил и мил.
Еще больше интересного в нашем HR-блоге. Узнай как получить работу, успешно пройти интервью и с нуля освоить профессию IT рекрутера. Присоединяйтесь к нам по ссылке в телеграмм (нас 6000+)
Однако, в процессе построения команды также стоит обратить внимание на то, является ли наш коллега просто человеком, с которым сотрудничество будет приятным опытом, а не вызовет напряжения, стресса и т. д.
При построении команды обращайте внимание на профессионализм людей, которых вы нанимаете, а также на то, хорошо ли вы себя чувствуете в компании этого человека и какие эмоции он у вас вызывает. При выборе сотрудника также следует учитывать следующее:
- впишусь ли я в команду?
- как его личность повлияет на команду
- будут ли другие работать с ним хорошо
- дорогой друг
- можно ли на него рассчитывать?
- культурен ли он и не огорчает ли своим поведением окружающих и не возвышает ли себя
Компания и команда сотрудников – это команда, играющая на одну цель. Иногда на работе, в коллективе, мы имеем дело с дружескими или случайными знакомыми. Дружба между коллегами не обязательна, но работа в группе коллег, которых мы ценим как профессионалов, в хорошей атмосфере влияет на нашу работу.
Отношения с коллегами влияют на нашу удовлетворенность работой и нашу эффективность.
Мы проводим вместе 8 часов и стоит обратить внимание на работу в хорошей атмосфере, взаимное принятие. Работа в атмосфере взаимной поддержки, где недопустимо токсичное поведение, хандры, хандры и другое агрессивное (часто пассивное) поведение людей (едкие замечания, молчание и т. д.), должна приносить удовлетворение и влиять на эффективность и успех работы. компания.
Конфликты в группе людей случаются всегда, как в дружбе, так и в хорошем браке — конфликт может быть конструктивным, улучшать процесс и влиять на качество сотрудничества, главное, чтобы оно было предметным и основанным на взаимном уважении.
Взаимная высокая культура труда и личная культура сотрудников важны! Отношение к тому, что я работаю с ценными людьми, профессионалами, и каждый человек приносит что-то в команду, заставляет нас дополнять друг друга и составлять интригующую смесь, ведущую к поставленной цели.
Если в нашей команде есть одна белая ворона — токсичный человек, это может негативно сказаться на многих факторах: целеустремленности, эффективности или качестве работы.
Один токсичный сотрудник может испортить рабочую атмосферу и правила во всем коллективе. Иногда они вызывают отставку людей, которым приходится находиться с ними ежедневно. Один такой человек в команде может негативно сказаться на работе других.
У токсичного человека много неразрешенных внутренних конфликтов, много страхов и неудовлетворенности (часто неосознанной). Она враждебна по отношению к другим людям и не уважает их, и все это под красивым одеялом улыбки и манипуляций.
Токсичные люди также часто не принимают того, что их поведение неадекватно, показывает незрелость и может привести к значительному ухудшению рабочей атмосферы и результатов, а также, как я уже сказал, вовлеченности других членов команды.
Иногда личная жизненная ситуация отдельных сотрудников заставляет их меняться с годами и совместным сотрудничеством, например, из-за стресса, с которым они столкнулись в своей жизни. Они становятся «токсичными людьми» и с каждым днем сотрудничество с ними становится все более обременительным для окружающей среды.
Как поступить в такой ситуации?
В первую очередь определим: ТОКСИЧНЫЙ РАБОТНИК, или какой?
✔Токсичный сотрудник мучает других жалобами, подрывает авторитет, вызывает конфликты, хочет особого отношения, не работает в команде, превозносит или сует нос, чтобы показать, что он лучше других, использует в общении изъявительный или императивный режим.
✔ Токсичный сотрудник – это тот, кто ставит себя в роль жертвы – не берет на себя ответственность за свое поведение, действия и результаты. Он обвиняет других в своих ошибках, отсутствии результатов или ситуациях, которые случаются с ним. Он возлагает ответственность на других.
Например:
- Перекладывает ответственность на других
- Это не моя вина! Кристин ничего мне не сказала.
- Я не получил это сообщение, потому что моя электронная почта не работает.
- Я это сделал, но клиент заблокировал почту. Не моя вина, что сделка не состоялась.
- Сообщает начальнику, что чувствует себя в группе нехорошо, не чувствует себя принятым, а на вопрос о специфике не может указать, чем и какая ситуация вызвала такие чувства. Он приходит и говорит:
- Я им не нравлюсь и они не хотят со мной работать.
- Они против меня, я думаю, что они задеты моим успехом.
- Если он делает что-то не так, он пытается заставить нас чувствовать себя виноватыми
- Ну а то, что я все делаю не так, как обычно, моя вина! Они должны уволить меня.
✔ Токсичный сотрудник — это тот, кто не видит своей вины, не замечает допущенных ошибок, всегда думаешь, что виноват кто-то другой или виновата система/начальник.
Он все делает, старается, но... не получается. Он ничего не делает и ничего не вносит, чтобы исправить свои ошибки.
✔ Сложный сотрудник — это тот, кто высоко о себе думает и считает, что к нему по каким-то причинам следует относиться на особых условиях. У него есть большая потребность быть правым. Он склонен задирать нос. Мы часто сталкиваемся с таким токсичным поведением сотрудников, когда у нас в команде есть так называемые звезды, которые часто хорошо выполняют свои задачи, действуют быстро и эффективно, но с ними довольно сложно сотрудничать из-за их отношения и высокомерного поведения.
✔ Токсичный сотрудник тоже часто жалуется. Это человек, который не ищет решений, ничего не любит, жалуется, что что-то не получается, жалуется, что у него много работы. Тем самым он ослабляет других сотрудников, гасит их энтузиазм, подрезает им крылья.
Так называемый жалобщик часто публично оспаривает мнение начальника или коллег, но не вносит конструктивной критики. Как звезда в команде или человек, добившийся хороших результатов, например, в трейдинге, он часто чувствует, что находится в достаточно сильной позиции, чтобы позволить себе это.
✔ Токсичный сотрудник — это еще и тот, кому не хватает личной культуры. Он не здоровается с другими членами команды, запирается в своем кабинете и не идет на контакты. Он не опора и не помощник, он думает только о себе и своих интересах.
Токсичный сотрудник — это тот, кто мучает других жалобами, подрывает авторитет, распространяет сплетни и вызывает конфликты, хочет особого отношения, не участвует в работе, эгоистичен, не строит позитивных отношений с другими коллегами.
Иногда такой человек не осознает своего поведения, а иногда получает удовлетворение и удовольствие от разрушительного влияния, которое он оказывает на других. Однако у токсичных людей чаще всего возникают проблемы с низкой самооценкой, которые они компенсируют таким поведением.
Менеджеры, сотрудничающие с нами, сообщают, что они хорошие сотрудники, которые дают результат, но сотрудничество с ними крайне затруднено. Токсичный сотрудник — отличный и опытный специалист, его знания и труд ценятся в коллективе и он был бы отличным сотрудником, если бы умел ладить как с начальником, так и с другими членами коллектива.
Мы ценим сотрудников как профессионалов, а не их поведение.
Такие люди:
- они не могут построить хорошие дружеские отношения с другими членами команды
- они чувствуют неприязнь к своим коллегам
- часто испытывают разочарование и мотивацию к работе, они хотят привлечь наше внимание
- они не могут найти общий язык с командой
- они не уважают правила и границы
Наличие такого человека в коллективе часто оказывает демотивирующее воздействие на других сотрудников. В этом случае стоит поработать над командной коммуникацией и интеграцией команды.
Менеджер, глава команды, сталкивается с большой проблемой, чтобы справиться с этой ситуацией.
Начальник/менеджер часто чувствует себя обязанным поддержать и встретиться с таким человеком. Однако особое отношение иногда имеет неприятные последствия, потому что токсичный сотрудник может занять требовательную позицию. Во избежание этого условия должны быть четко определены, чтобы работник не принимал особые ситуации за очевидные и «свои».
Токсичный сотрудник часто становится эмоциональным, что мешает логическому мышлению и мешает эмпатично и профессионально решить дело. Он сосредотачивается только на своих потребностях и расстраивается перед лицом проблем или конфликтов.
Трудности или конфликтные ситуации часто вызывают усиление негативных мыслей и эмоций, иногда они застревают и не могут отпустить.
Работа и общение с токсичным сотрудником может истощить нас эмоционально и физически. Неспособность действовать настойчиво и отпустить ситуацию ради душевного спокойствия в долгосрочной перспективе выгорает как наемных работников, так и менеджера.
Присоединяйся к нашему Карьерному блогу в телеграмм и получай лайфхаки на каждый день про поиск работы мечты и IT рекрутинг!
Что делать в этом случае, когда мы чувствуем, что у нас в команде токсичный сотрудник?
Как быть с таким трудным сотрудником? замедлять? Привести к конфронтации? Избегать?
При работе с трудным, токсичным сотрудником важно выработать правильные способы поведения и правила общения. Было бы оптимально предотвратить такую ситуацию, но не всегда мы сможем распознать трудного сотрудника. Самое главное — действовать, как при появлении в коллективе нового человека с токсичным поведением, так и реагировать на изменения в поведении нынешних коллег.
Если вы понимаете, что имеете дело с токсичным сотрудником, примите меры.
Задача начальника — предпринять соответствующие шаги и отреагировать на ситуацию. Он не может игнорировать токсичное поведение. Если мы наблюдаем, что трудный сотрудник начинает вести свою игру, наша первостепенная задача — пресечь это действие на благо всей команды и компании.
Конфликты в коллективе, в том числе вызванные токсичным поведением сослуживцев, сказываются на имидже начальника и компании. Действовать надо спокойно, обдуманно.
✅ Мы предполагаем, что:
- Сотрудник, независимо от его личного и психического состояния, должен быть профессионален в работе и контролировать свои эмоции.
- Относитесь к другим коллегам так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
- Основная стратегия состоит в том, чтобы не быть таким токсичным для токсичного человека, как он для нас.
СОВЕТЫ К ДЕЙСТВИЮ - как начальству, так и другим коллегам:
УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ
Мы не должны позволять токсичному человеку отравлять нас своим ядом и негативными эмоциями. Четкое установление того, какое поведение недопустимо, а какое приветствуется – конкретные границы
- Если токсичный человек начинает жаловаться на все вокруг вас, лучше всего спросить, как он планирует решить проблему.
- Хватит жаловаться - мы не жалуемся, мы просто сообщаем о проблеме и предлагаем решение.
- Ставишь себя на роль жертвы, потому что, например, я не знал. Теперь вы знаете, и что вы собираетесь делать с этим?
- Он имеет другое мнение и делает негативное заявление на важную для вас тему. Я так понимаю, это ваше мнение, и я с ним не согласен.
- Если она кричит или высокомерна или очень взволнована - не принимайте этого. Твердо скажите спокойно: я поговорю с вами, когда ваше поведение будет приемлемым.
ИГНОРИРОВАТЬ
НЕ вступайте в дискуссии и скандалы. Избегайте драмы токсичного человека.
Токсичный человек любит быть в центре внимания. Если вы заметили, что кто-то делает вид, что у него плохой день, или устраивает из пустяка драму, избегайте таких разговоров. Не вмешивайтесь, потому что вы только действуете себе на нервы, а ядовитый человек выиграет, потому что его целью было ваше внимание.
Невежество может помочь, когда кто-то хочет обвинить вас, например, крича, шантажируя или плача.
Не обращайте внимания, но в пределах разумного.
ОСТАВЬТЕ КОНФРОНТАЦИЯ
Индивидуальная беседа с коллегой на основе фактов и конкретики, позволяющая разрядить атмосферу.
Прежде чем противостоять высокомерному сотруднику, стоит подготовиться и установить факты. Сила аргументации и самообладание являются важными элементами в разговоре с токсичным человеком, чтобы избежать конфликтов.
Вспомним, что у токсичного человека много страхов, с которыми он не может справиться, что, впрочем, не снимает с него ответственности за свое поведение.
РЕАГИРОВАТЬ
Если вы чувствуете, что что-то неладно, то помните — ядовитый человек не любит прямой конфронтации.
ОТВЕЧАЙТЕ НА ТОКСИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, дайте понять трудным коллегам, что такое поведение неприемлемо.
МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ И НЕ ТЕРПИМ ТОКСИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Помните, токсичность — это насилие. Не приемлет психологического и физического насилия.
РАЗРЕШЕНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Одним из методов работы с трудным сотрудником является метод FUKO (факты, чувства, последствия, ожидания).
ФАКТЫ - описываем, что произошло - придерживаемся фактов.
- Что случилось?
- Какое конкретное поведение мы хотим прокомментировать?
- Какое конкретное действие мы описываем? О каком действии мы говорим?
- какая ситуация? Когда и где это произошло?
ЧУВСТВА - то есть мы говорим о том, что мы чувствуем, какие эмоции это вызвало.
- Какие чувства возникли у меня в результате вышеуказанного действия?
- Каково мое отношение к случившемуся?
ПОСЛЕДСТВИЯ - то есть мы даем понять собеседнику о последствиях действия или данной ситуации.
- Каковы последствия события, которое мы описываем?
- Как это влияет на окружающих нас людей?
ОЖИДАНИЯ - то есть, каковы наши ожидания, связанные с изменением поведения.
- Как нам исправить то, что произошло? Как и что мы хотим изменить?
- Чего мы ожидаем?
КОНТРОЛИРУЙТЕ СЕБЯ И КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ — токсичные люди хотят вывести вас из равновесия. Постарайся сохранять хладнокровие. Не увлекайтесь неэффективными дискуссиями и мероприятиями, основанными на «вспенивании» и «валянии в грязи».
Успех команды зависит не только от навыков ее отдельных членов, но и от того, как люди поддерживают и работают вместе!
Только в условиях реального сотрудничества легче добиться синергетического эффекта деятельности команды; эффект, который показывает, что хорошо сотрудничающее целое — это больше, чем просто сумма отдельных людей.
Если ничего не помогает, иногда лучше расстаться с одной белой вороной, которая, несмотря на разговоры, не меняет своего поведения. Это разрушает команду и демотивирует коллег.
Настоящим ключом к успеху в командной работе является то, как члены команды относятся друг к другу.
Поэтому давайте уважать друг друга и беречь отношения с коллегами из офиса/компании. Мы устраняем токсичное поведение и говорим ему НЕТ.
Еще больше интересного в нашем HR-блоге! Узнай как получить работу, успешно пройти интервью и с нуля освоить профессию IT рекрутера. Присоединяйтесь к нам в телеграмм 👉