Найти тему
На страже Родины

МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА

Командир автомобильного взвода ст. прапорщик Иван К. на фоне УБМ-85
Командир автомобильного взвода ст. прапорщик Иван К. на фоне УБМ-85

Рассказываем об одном из лучших в округе соединений МТО, дислоцированном в Ленинградской области

В представлении многих людей службы тыла занимаются только поставками в войска всего необходимого – топлива, ГСМ, продовольствия, боеприпасов, обмундирования и других видов снабжения. Всё это верно, но в действительности функции специалистов материально-технического обеспечения куда шире. К ним относятся и строительство дорог, и доставка на передовую тяжёлой техники, и, порой, даже установка конструкций мостов.

Обеспечивают доставку груза

Возьмём, к примеру, дорожно-комендантские подразделения. В зоне СВО они выполняют обязанности военной автоинспекции. Имеется в виду регулирование движения на военных автомобильных дорогах (ВАД). Но только этим дело не ограничивается.

– Охрана, оборона дорог – это тоже к нам. Ещё мы отчасти выполняем функции военных инженеров – строим объездные пути, часто из подручных материалов – валежника, бурелома, песка (иногда его завозим дополнительно). Главное, чтобы поверхность была приспособлена для движения техники, – рассказывает командир дорожно-комендантского взвода старший прапорщик Максим П. В Вооружённых Силах он служит 15 лет, из них в этом соединении МТО – 12.

ВАД имеют временный характер и предназначены исключительно для военных нужд. Для строительства полноценных дорог нет времени, да и расходы потребуются на порядок выше. Здесь же всё дёшево и практично. Для прокладки объездных путей применяют спецтехнику – грейдеры, бульдозеры, «КамАЗы». С помощью мощных грейдеров выкорчёвывают деревья, закапывают ямы, порой заметно меняя ландшафт. Военные дорожники – мастера на все руки. Могут, например, сделать дорогу в непроходимых местах – в лесах, на болотах. При этом часто применяют специальные плиты СРДП (сборно-разборное дорожное покрытие). Укладывают их с помощью подручных средств, что требует немалой физической силы, внимательности и сноровки. Как-никак, каждый такой блок весит порядка центнера. В качестве основания используют песок, валежник. Кстати, один из конкурсов на лучшего специалиста МТО среди дорожно-комендантских подразделений как раз заключается в мастерстве укладки плит СРДП.

В процессе строительства военных дорог иногда приходится осушать болота. Для этого по краям выкапывают траншеи. В результате влага уходит из топкого места, болото осушается и на этом участке можно смело прокладывать путь. Воины дорожно-комендантских подразделений не только строят, но и обслуживают дороги – ремонтируют и восстанавливают их в случае необходимости.

«Лечат» технику в тылу

Другая функция служб тыла, а именно подразделений многоосных тяжёлых колёсных тягачей, – доставка на передовую крупногабаритной тяжёлой техники, большей частью гусеничной, и перевозка в обратном направлении повреждённых и вышедших из строя боевых машиндля ремонта. Назад везут не только гусеничные, но и колёсные образцы.

Может возникнуть вопрос: а почему же, к примеру, танки не идут в зону боевых действий своим ходом? Да потому, что дороги общего пользования не выдержат такой нагрузки (масса Т-72 – около 40 тонн) и будут быстро разрушаться.

– Нагрузка на нашу службу серьёзная – техника в зоне СВО ломается или получает повреждения. Действовать приходится оперативно, обеспечивая бесперебойную доставку боевых машин в тыл для восстановления. В тылу танки, БТРы и БМП обслуживают специалисты заводов-изготовителей, – делится командир взвода многоосных тяжёлых колёсных тягачей лейтенант Александр С.

Молодой офицер решил стать профессиональным военным во время службы по призыву. В 2016-м его призвали в армию, и уже в следующем году он решил поступать в военный вуз. Выбрал инженерно- технический институт Военной академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулёва в Санкт-Петербурге, специальность – «Применение автомобильных подразделений и частей». В прошлом году завершил обучение и получил распределение в соединение МТО. Теперь набирается опыта, постигает азы непростой профессии.

Для транспортировки крупногабаритной техники в подразделении используют в основном многоосные платформы (фуры) на базе «КамАЗов». Передвигаться она может только по асфальтированным или хорошим грунтовым (но только в сухую погоду) дорогам. В отличие от обычных грузовиков, у военных тягачей платформа расположена заметно выше, а колёса имеют больший диаметр. Это повышает проходимость машины.

А как обстоит дело с обеспечением соединения квалифицированными кадрами? Если с контрактниками всё понятно, то каков уровень начальной подготовки солдат, проходящих военную службу по призыву? По словам офицеров, в соединение МТО стараются набирать технически подкованных юношей. Многие из них имеют среднее профессиональное образование, либо опыт работы автомеханиками или электриками. Проходит немного времени, и молодые люди осваивают нюансы службы в подразделениях МТО. Легче адаптируются те, у кого технический склад ума.

– Хотя надо признать, раньше у нас наблюдалась нехватка водителей категории C и E, но благодаря частичной мобилизации эту проблему удалось решить – недостающих специалистов призвали из запаса, – поясняет лейтенант.

В любом случае перед тем, как сесть за баранку большегруза, требуется пройти дополнительную подготовку. А как же иначе? Управлять эдакой махиной не так-то просто – её длина достигает 15 метров, высота – трёх, а масса в загруженном виде – в среднем 80 тонн! Не всякий мост выдержит!

Ремонтируют мосты

В этом году в подразделение механизации сваепогружающих работ соединения МТО поступили новые образцы техники.

Например, новинка российского ОПК – универсальная буровая машина УБМ-85. Предназначена, в первую очередь, для установки свай для мостовых опор винтовым способом (проще говоря, путём «вкручивания»). Большой крутящий момент позволяет работать в мёрзлых и твёрдых грунтах. Также имеет на «вооружении» автовышку, что даёт возможность выполнять дополнительные функции – например, проводить монтажные работы по установке ограждений, ремонту и обслуживанию мостов.

В отличие от своего предшественника, машина более автоматизирована, оснащена беспроводным пультом управления, а её платформа вращается на 360 градусов, что позволяет работать одновременно на нескольких точках. Устойчивость УБМ-85 обеспечивают передний и задний домкраты. Буровая машина представляет собой стационарную установку, которую можно транспортировать на вездеходах «Урал» и «КамАЗах-53501» семейства «Мустанг».

Ещё одна новая единица техники – универсальный сваебойный агрегат УСА-2. Смонтирован он на базе крана грузоподъёмностью 32 тонны. Способен забивать сваи там, где их проблематично «вкручивать», выполняет крановые и буровые операции. Может применяться при монтаже мостовых опор, строительстве низководных мостов.

Евгений ГОРДЕЕВ

Фото автора

Ленинградская обл.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц