"Сорокопятка" - легендарное орудие. Оно сыграло огромную роль в нашей победе над фашизмом. Так как в самых трудных 1941 и 1942 годах было основным противотанковым орудием Красной Армии. Артиллеристы между собой его называли "Прощай, Родина!". И на то были основания. Пушку использовали на самых танкоопасных направлениях. А с дальнего расстояния она броню пробить была неспособна, приходилось подпускать танки на 300-400 метров. А те в свою очередь могли уничтожить орудие и расчет с дистанции 1.5 км. И стремились это сделать в первую очередь, так как именно оно представляло для них наибольшую опасность. Поэтому жизнь на фронте артиллериста "сорокапятки", как правило была коротка, 1-2 серьезных боя, не больше. А затем в лучшем случае следовал госпиталь.
Но все же случались чудеса и некоторые умудрялись воевать в составе расчета 45-мм орудия достаточно долго, при этом делали это героически. Даже становились Героям СССР. Среди них Виталий Ульянов. Он побывал в таких ситуациях, где выжить было невозможно, а он выжил.
Доброволец
Виталий родился в феврале 1925г. в Киеве. Окончил 7 классов, ФЗУ. Работал токарем, а затем мастером ОТК на легендарном заводе "Арсенал". Летом 1941г. предприятие вместе с рабочими эвакуировали в Удмуртию, в город Воткинск. "Арсенал" производил в том числе 45-мм орудия, именно их качество контролировал 16-летний мастер ОТК Ульянов. Но мальчишка рвался на фронт. В итоге прибавил год, осенью 1942г. его призвали в РККА и зачислили в 174-й противотанковый дивизион, который сформировали на заводе, он был вооружен "сорокапятками", выпущенными сверх плана.
Первый бой
После 3-х месяцев обучения 17-летний мл. сержант Ульянов принял боевое крещение в бою в селе Новожков, под Ворошиловградом. Воевал наводчиком на "сорокопятке", которую сам принимал на заводе, на ней в нескольких местах стояло его личное клеймо "ОТК 183". Бой был тяжелый, в селе все перепуталось, где свои, где немцы не поймешь. На 45-мм орудие вышел немецкий средний танк Т-4. Виталий сильно волновался, поэтому мазал раз за разом. Но и гитлеровец стрелял не лучше, его снаряды летели мимо. Лишь после пятого выстрела Ульянов сумел подбить танк.
К тому моменту его уже ранило, пуля попала в стопу. Но он продолжил вести огонь, уничтожил 4 пулеметные точки, а также пару десятков фашистов. Когда комвзвода Курбатов приказал отходить, пришлось пробиваться с боем. Почти всех артиллеристов немцам удалось ликвидировать. Виталий притворился убитым, к нему подошли, но добивать не стали. Он час пролежал неподвижно, а затем, где ползком, где на коленях добрался до леса. За этот бой 17-летнего юнца наградили медалью "За отвагу".
На курской дуге
После госпиталя Ульянов попал в 92-ю Гв. СД. Она до Курской битвы находилась во втором эшелоне. Лишь 7-го июля дивизию бросили в бой. На высоту шло 50-70 гитлеровских танков. Виталий после тридцати бросил считать. Когда осталось 500 метров, он открыл огонь. Два раза попал в танк Т-IV ("Тигр"), но тот продолжал идти вперед, как ни в чем не бывало. Высота была достаточно крутой и "стальные монстры" пошли в обход справа и слева.
Три из них с тыла двинулись на орудие Ульянова по пологому склону. Это были экранированные танки Т-4. На каждый из них Виталий потратил по 3-4 снаряда, два Т-4 подбил, третий поджег. Последний выстрел Ульянов произвел одновременно с танком. Поразил его. Но и вражеский снаряд был точен, он разворотил орудие. Виталий чудом выжил. Его даже не ранило.
Оставшись без орудия, Ульянов попал в разведку. Ходил за линию фронта. Один раз группа добыла важные документы и захватила 3 ручных пулемета в качестве трофеев. В одном из боев полк был практически полностью разгромлен, выжило всего 70 бойцов, они вечером собрались в овраге. Их обнаружили автоматчики фашистов и открыли огонь. И в этот момент сержант Ульянов взял командование остатками полка на себя. Группу автоматчиков уничтожили. А затем пару дней держали оборону в степи. За Курск Виталий был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Герой СССР
Одно из самых страшных воспоминаний Ульянова о войне - это форсирование Днепра. К тому времени он командовал артиллерийским взводом, двумя "сорокопятками" и одновременно 1-м расчетом. Орудия, лошадей, расчеты поместили на плот три на три метра. Справа и слева взрывались снаряды, летели вверх пушки, бревна плотов и люди. Спрятаться невозможно. Но повезло, переправились в числе первых. Прицельным огнем уничтожили огневые точки врага, что позволило переправиться всему полку. В тот же день Виталий подбил две самоходки, причем вторую "Фердинад". Её уничтожить было так же сложно, как танк Тигр. Кстати, уничтожение самоходки приравнивалось к уничтожению танка.
В том бою две "сорокопятки" отразили атаку вражеского батальона, перебив значительную часть фашистов и рассеяв остальных, что позволило отстоять плацдарм. Когда выбыл расчет, Ульянов сам заряжал и наводил орудие. После того как выбыл второй расчет, начал вести огонь из двух орудий поочередно. В итоге фрицы бежали. Также на счету Виталия в боях на плацдарме 7 бронетранспортеров, несколько грузовиков с пехотой и один с боеприпасами, 3 дзота, орудие и 2 танка, 100 фашистов. 22 октября 1944г. везение закончилось. Взводного ранило осколками снаряда в обе ноги и руку.
В феврале 1944г. 18-летнему Виталию Андреевичу присвоили звание Героя СССР. На фронт храбрый мальчишка уже не вернулся. Посчитали, что с него войны хватит. Направили учиться. В 1945г. Виталий окончил военное училище, стал командиром батальона. После войны Военную академию. Ушел в отставку генерал-лейтенант Ульянов в 1945 году.
Это далеко не все подвиги, что совершил на войне 18-летний пацан, но даже они поражают тем, что ему довелось испытать. А как он сумел выжить, вообще непонятно.