Найти в Дзене

«Час расплаты» (2003) — занимательный боевичок по рассказу великого Филипа Дика

С экранизациями Филипа Дика, как правило, происходит вот какая вещь: экранизаторы берут в основном лишь какие-то идеи, реперные точки из того или иного произведения писателя, а всё остальное выбрасывают или переиначивают по-своему. И зачастую экранизации очень сильно отличаются от литературной основы. В том числе и по смыслу, по посылу.

Это вполне можно сказать и про фильм Джона Ву
«Час расплаты» (2003). Он создан по мотивам рассказа Дика «Полный расчёт» (1953).

Надо отметить, что Америка будущего в рассказе — гораздо мрачнее, чем в фильме. Здесь есть государство, стремящееся стать тоталитарным, и есть крупный высокотехнологичный бизнес, который этому государству как бы противостоит. А рядовой человек между этими двумя силами — как между молотом и наковальней. И с работой в этом мире будущего — проблемы. Найти хорошую, высокооплачиваемую работу очень нелегко. И поэтому герой спокойно соглашается на то, чтобы по окончании работы над проектом, ему стёрли память о тех двух годах, которые он потратил на эту работу... Хотя, по-моему, это просто ужасно. Частичная потеря памяти — это ведь частичная потеря собственной личности...

Кстати, идея стирания памяти встречается и в фильме
«Вспомнить всё» (1990) — ещё одном фильме по Филипу Дику. Вот только лично я думаю, что технологии (по сути, конечно, глубоко бесчеловечные) по частичному стиранию памяти так никогда и не появятся. По-моему, это всё слишком сложно или даже в принципе невозможно. По-моему, это просто буйная фантазия Дика...

-2

Вообще «Час расплаты» в каком-то смысле получился даже лучше, чем рассказ, на котором он основан. Здесь история — более законченная, более выверенная и продуманная (хотя и в ней хватает дыр и несостыковок). Главное, что было взято из рассказа — это идея о нескольких предметах в конверте. Причём рассказе их было 7, а здесь 20. Их главный герой, специалист по обратному инжинирингу Майкл Дженнингс (его играет Бен Аффлек), после процедуры стирания памяти прислал самому себе. А чтобы Майкл-после-стирания-памяти обратил внимание на конверт, Майкл-до-стирания-памяти специально отказался от своей зарплаты — то есть от акций общей стоимостью в 92 миллиона долларов.

Как ни странно, предметы из конверта (самые обычные — зажигалка, сканворд, билет на автобус, наручные часы, солнечные очки и т.д.) очень пригождаются герою в различных ситуациях. Эти предметы позволяют Майклу ловко уходить как от ФБР, так и от сотрудников корпорации, на которую он работал (в фильме она называется Allcom). Эти предметы позволяют ему всё сделать как надо...

Вскоре Майкл узнаёт, что для Allcom он разрабатывал линзу для машины, способной «просматривать будущее». Также он узнаёт, что
машина, выдавая то или иное предсказание, как бы заставляет людей действовать определённым образом. То есть запускает механизм самосбывающихся пророчеств. И эти пророчества — не очень-то добрые... Здесь Майкл с умным видом рассуждает, что знать будущее — это значит лишиться свободы. Знать будущее — это значит оказаться в плену предопределённости. Это, пожалуй, самая главная, самая мощная мысль фильма (интересно, что в рассказе Дика ничего такого нет). Правда, здесь она проговаривается как-то мимоходом и теряется среди множества драк и погонь.

В общем, Майкл решает уничтожить машину для просмотра будущего.

Стоит отметить, что в фильме есть и любовная линия — герой Бена Аффлека влюбляется в героиню
Умы Турман — Рэйчел, биолога компании Allcom. В принципе и Аффлек, и Турман нормально справились со своими ролями. Хотя Турман (как по мне, она не особо красивая, но всё равно — какая-то интересная, необычная) здесь не блистает так, как в фильмах Тарантино. А Аффлек в принципе редко где блистает...

-3

Именно Рэйчел помогает Майклу проникнуть обратно в Allcom. И после всяких там приключений он добивается своего — взрывает машину для просмотра будущего.

А в самом конце фильма выясняется, что Майкл-до-стирания-памяти оставил специальный бонус для себя-после-стирания-памяти — выигрышный лотерейный билет. Позаботился, так сказать, о своём личном благосостоянии. Но мне вот интересно... Если машина так опасна, то, возможно, и оставлять себе выигрышный лотерейный билет — это тоже опасное действие, которое может привести к непредсказуемым последствиям... Впрочем, об этом никто не подумал — зачем портить хэппи-энд?

-4

Итак, итог. Я бы поставил этому фильму где-то 6 или 7 баллов по десятибалльной шкале. Не больше. Но один раз «Час расплаты» точно стоит посмотреть.