Наших земляков, работающих в области изобразительного искусства, чьи имена известны не только в узких кругах, но и на российском уровне, можно сосчитать по пальцам. А уж тех, о ком можно что-то найти в Википедии — единицы.
Мы сегодня говорим о современниках, тех кто работает прямо сейчас и радует (или огорчает) зрителей во всём мире своими произведениями. Среди них следовало бы выделить серпуховскую художницу Валентину Ломаско, протвинского дизайнера, Владимира Лифанова, режиссёра и клипмейкера из Пущино Ирину Миронову. Но больше всего жители юга Подмосковья знают, 30-летнего Ивана Волкова.
Два года подряд он эпатировал жителей родного Протвино своими знаменитыми работами, которые писал прямо по снегу. Кого-то необычная подача и сюжеты вгоняли в ступор, кто-то ими восхищался, так как они привносили нечто свежее в серые зимние будни. Огромные фигуры спящих на земле дворника, проститутки, курьера, медведя, работы «Дворники-любовники», «Дед Максим», «Расстрелянный», «Ожидание», «Колемся молимся», «Drunk Santa» (их можно было хорошо рассмотреть лишь с высоты), судя по отзывам в соцсетях и интересу к ним со стороны СМИ, не оставили равнодушными никого.
Такие работы в дальнейшем существуют только в виде фотодокументации. Но это лишь вершина айсберга, ведь Иван работает ещё и как скульптор, живописец, график и акционист.
Его картины вполне материальны, они выполнены на холстах и продаются от 50000 до 200000 рублей, а скульптуры от 90000 до 215000 рублей. Материалы для своих работ он выбирает разные — от пены, пластика, металла и синтепона до глины и акрила.
На первый взгляд его произведения выполнены в наивной манере, а-ля «как сделал бы ребёнок». На самом деле за плечами Ивана Протвинская художественная школа, Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова (отделение монументальной скульптуры) и Институт современного искусства.
Если внимательно всмотреться в работы Волкова, то он размышляет о социально неустроенных слоях общества: безработных, тех, кто перебивается от заработка до заработка, маргиналах. Именно эти люди и их повседневная жизнь — сюжеты для творчества хужожника. Он, безусловно, переносит на холст н только что наблюдает но, зачастую доводит ту или иную ситуацию до абсурда. «...Лаконизм художественного языка помогает ему вписать все парадоксальные составляющие в единую органичную канву», - отзываются о его работах критики.
Минувшей зимой очередная провокационная работа Волкова вызвала грандиозный скандал. В Петербурге, на Марсовом поле, он вылепил из снега арт-объект в виде фекалии. Длина снежного экскремента в «жёлтой лужице» составила 5 метров. Свою скульптуру автор раскрасил пищевыми красителями, а фото работы выложил в Сеть (в дальнейшем снимки были удалены со страницы художника). Так Иван иронизировал над плохой уборкой снега и льда в городе на Неве. Но далеко не все восприняли объект однозначно.
Снежная скульптура оказалась в поле зрения силовиков. Полиция сняла Ивана с поезда в Москву, было возбуждено уголовное дело по статье 244 УК РФ – «надругательстве над телами умерших и местами их захоронения».
Ситуацию тогда прокомментировала его мать: «В этом нет ничего, это просто его язык выражения и это всё, что он может делать, потому что он совершенно свободный художник, который работал в Берлине, делал свои инсталляции, и не было с этим проблем... Это лишь его язык выражения... Он абсолютно аполитичен и создал объект на Марсовом поле, не зная, что там захоронены известные революционеры и коммунисты...».
В октябре-ноябре прошлого года года работы Ивана Волкова выставлялись в нью-йоркской галерее «Plaxall» в рамках ежегодной выставки LIC Fear. Кураторами той экспозиции выступили знаменитая британская дизайнер Тесса Кеннеди и известный фотохудожник Джейсон Артига. Но перед этим Иван вновь эпатировал жителей южного Подмосковья, соорудив близ Протвино станцию «Жопная» — инсталляцию в виде входа в московскую подземку.
После этого наступило затишье и о проектах Ивана Волкова в полледние месяцы ничего не слышно. На самом деле художник продолжает вторить, но уже за пределами России. Свои работы «The uklonist» и «Toilet» он разместил на стенах домов в Стамбуле, сотворил прекрасны и одновременно жутковатых снеговиков на казахстанском горнолыжном курорте «Чимбулак» и в Алма-Ате. А накануне Дня влюблённых Иван объявился в городе любви. На одной из улиц Парижа появились его сношающиеся символы 2023 года — кролик и кот. Работа, естественно, называется «L'amour».