Так уж получилось, что очередные комментарии под одной из статей вернули меня уже к, вроде бы, дано изученной теме про советское планирование в 1941 году.
Речь о том, планировало советское руководство наносить само наносить первый удар по Вермахту летом 1941 года или собирались уходить в глухую оборону. Собственно, любой грамотный человек даст однозначный ответ на основе карты дислокации советских войск на июнь 1941 года.
Существует лишь три возможных варианта:
- Если советские войска готовятся к обороне, то основные силы находятся на направлении немецких ударных группировок. В первую очередь в районе Гродно и Бреста. В таких местах как Белостокский выступ можно ограничиться символическим заслоном.
- Если советские войска хотят нанести удар по готовящимся к наступлению войскам Вермахта, то основные силы будут сосредоточены в Белостокском и Львовском выступе, а войска прикрытия (если немцы опередят) будут расположены в Гродно, Бресте, на вершине Люблинского выступа.
- Если исходить из версии господина Резуна, что Сталин просто планировал нападение, то летом 1940 года все войска должны быть сосредоточены в Белостокском и Львовском выступе, с целью ударов на Варшаву, Краков, Данциг. У Бреста им точно делать нечего.
Никаких других вариантов быть не может, либо так, либо иначе.
Но карты — это всё-таки что-то умозрительное и не совсем корректное.
Я же хотел бы сосредоточиться на документах, которые позволяют увидеть вполне однозначную картину. Хотя, отдельные читатели предложили мне массу всякой информации о строительстве аэродромов, о железных дорогах и бог знает о чём ещё, которая, по их мнению, позволяла делать какие-то выводы, но вся эта информация вторична.
Ключевыми же можно считать лишь три документа.
Первый — это «Записка об основах стратегического развёртывания на 1940 и 1941 годы» от 19-го августа 1940 года (ЦАМО, Фонд 16, Опись 2951, Дело 239). В которой достаточно конкретно и весьма однозначно рассматриваются наши планы войны.
Суть этих планов кратко можно уложить в несколько слов — опережающим ударом нанести поражение ударным группировкам противника у наших границ. То есть на чужой территории и (хочется верить) малой кровью.
Цитирую:
Западный фронт – основная задача – ударом севернее р.Буг, в общем направлении на Аленштейн, совместно с армиями Северо-Западного фронта нанести решительное поражение германским армиям, сосредоточивающимся на территории Восточной Пруссии, овладеть последней и выйти на нижнее течение р.Висла. Одновременно, ударом левофланговой армии в общем направлении на Ивангород, совместно с армиями Юго-Западного фронта нанести поражение Ивангород-Люблинской группировке противника и также выйти на р.Висла.
***
Основная задача [Юго-Западного] фронта — активной обороной в Карпатах и по границе с Румынией прикрыть Западную Украину и Бессарабию, одновременно, ударом с фронта Мосты-Великие, Рава-Русска, Сенява в общем направлении на Люблин, совместно с левофланговой армией Западного фронта нанести поражение Ивангородско-Люблинской группировке противника, выйти и закрепиться на среднем течении р.Висла.
Никаких других вариантов ведения боевых действий не рассматривается. При этом, самым важным является то, что план этот построен от действий противника. То есть сначала немцы должны сосредоточиться у наших границ, и только потом мы уже наносим удар. Заметьте, что этот план появился ещё летом 1940 года, когда никакой «Барбароссы» не было. И это говорит о том, что плана просто так наступать на Германию у советского командования не было.
Во всяком случае, других планов войны никто пока не находил, и не только документов, но даже и намёков на их возможное существование.
Итак, план в целом мы знаем. Со временем он менялся, но суть оставалась той же. Увеличивалось только количество войск.
Теперь документ, под названием «Записка наркома обороны СССР С. К. Тимошенко и начальника Генштаба Красной армии Г. К. Жукова И. В. Сталину с предложениями по плану стратегического развёртывания вооружённых сил СССР на случай войны с Германией и её союзниками» (ЦАМО, Фонд 16, Опись 2951, Дело 237).
Что про него только не придумают. Иногда даже утверждают, что это вымысел или его исказили. Для желающих могу предложить оригинал. Документ большой, поэтому пока даю лишь первую и последнюю страницы.
Самый главный довод противников этого документа в том, что Сталин его не утвердил. Но, во-первых, откуда это известно? Подпись Сталина на этом документе не предполагалась. Никакой информации о том, утверждали или нет, тоже ни у кого нет. Ну хочется людям верить и что тут поделать...
Суть документа повторять не буду, думаю всем она известна. Приложу лишь оригинальную карту из приложений:
Самая главная ошибка в том, что неправильно понимают суть этого документа. Его представляют, как некую личную инициативу Жукова (хотя Жуков тут вообще непонятно причём, главный Тимошенко), которую вроде как не утвердили.
Так может рассуждать только человек, который с системой советского высшего руководства знаком лишь по фильмам Озерова. Кстати, система и сейчас не изменилась принципиально. Так вот, никаких инициатив от Наркомата Обороны или Генштаба не могло существовать в принципе. Разве что сами для себя могли написать и на стенку повесить в тёмном углу. Подобный документ однозначно мог появиться лишь по указанию руководства.
То есть, товарищ Сталин, то ли один, то ли с людьми, которые принимали участие в управлении страной (Тимошенко к таким и близко не относился, не говоря уж про Жукова), приходят к выводу, что война близко. Следует указание военным, высказать свои предложения о том, как воевать будем. Военные берут по козырёк и появляется документ под названием «Записка…». Документ вполне соответствует ранее утверждённым планам, его смысл скорее в уточнении деталей.
Далее решение принимает товарищ Сталин, едва ли Тимошенко в этом процессе принимал участие — не его уровень.
Конечно, у противников этого документа, есть «железобетонный» (по их мнению) довод о том, нет доказательства, что план был утверждён.
Но тут наступает очередь третьего документа — это «Справка о развёртывании Вооружённых Сил СССР на случай войны на Западе», от 13-го июня 1941 года (ЦАМО, Фонд 16А, Опись 2951, Дело 236).
Это документ уже совсем другого плана. Можно с большой долей вероятности предположить, что в Кремле затребовали информации о том, как обстоят дела. Вот и появилась «Справка…» за подписью Ватутина.
Тут два ключевых момента.
Во-первых, это не план, соображения или предложения, а отчёт о происходящих уже действиях. То есть, уже всё утверждено.
Во-вторых, как легко заметить, эта «Справка» полностью перекликается с предыдущим документам в деталях.
То есть, мы видим, что решения по «Записке Тимошенко» не только приняты, но и начале осуществляться. Даже сроки уже вырисовываются вполне конкретные.
Более предметов для споров нет от слова вообще. Для желающих доказать, что были какие-то иные планы и решения, надо их предъявить. Причём уж точно с доказательствами, что товарищ Сталин их утвердил. Поскольку если план единственный, то понятно, что по нему и работали, а если два, то надо выяснять, какой из них принят.
Потому, если кто хочет ещё поспорить, милости просим с документами под мышкой.
Я полагаю, что с упомянутыми документами все читатели знакомы. Если же нет, то есть моя очень старая статья, где ссылки на оба документа присутствуют:
«Справка Ватутина»: о планировании упреждающего удара Красной Армии в 41-м году