Найти тему

Как фиговый лист стал символом ложного стыда

Ханжество, к сожалению, явление неистребимое. Отношение к человеческому телу как к чему-то постыдному и неприличному связано с развитием тех религий, которые проповедуют приоритет духовного над телесным и считают физическую сторону жизни результатом греха. До появления христианства к телесной наготе относились совершенно нормально. Как известно, древние греки и римляне восхищались красотой человека во всей ее полноте — как выраженной в его духовной жизни, так и в телесном проявлении. Греческие скульптуры тому пример. Притом никаких фиговых листов на мраморные гениталии греки не лепили. Это уже потом, при христианстве, стало популярно.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях

Фото из открытого источника в Яндексе
Фото из открытого источника в Яндексе

Но обратимся к истории фигового листа как блюстителя нравственности. Почему он? Когда его начали использовать в подобном качестве? Как уже было сказано, в античности ничего такого не было и в помине. Люди тогда не были такими ханжами, какими стали позже. В средние века при изображении обнаженных тел старались прикрывать место между ног чем-то, как бы случайно оказавшимся тут: то веточкой, то краем ткани, то иным предметом.

Фиговый лист в качестве прикрытия одним из первых (если не первым) использовал в 1505 году художник Антуан де Рош. По заказу королевы Франции Анны Бретонской он сделал для ее 5-летней дочери азбуку с картинками. Среди сюжетов была и сцена грехопадения Адама и Евы.

Испохабленная "замыливанием" картина Амедео Модильяни «Лежащая обнажённая».
Испохабленная "замыливанием" картина Амедео Модильяни «Лежащая обнажённая».

Художник поначалу изобразил прародителей совсем нагими, а вот после грехопадения уже с фиговыми листами на причинных местах. Это было логично: ведь когда Адам и Ева устыдились своей наготы, они захотели прикрыть ее, а чем?! Тут им под руку попалось фиговое дерево с красивыми, довольно большими, резными листьями, и прародители использовали их. Идею подхватили и другие художники, особенно скульпторы. Там, где нельзя было прикрыть гениталии обнаженных скульптур ни тканью, ни веточкой, они просто фигачили туда эти фиговые листы.

В наше время ханжество превзошло даже прежние примеры. В век интернета, когда любой ребенок может, при желании, налюбоваться голыми дядями и тетями в самых причудливых позах, когда он прекрасно осведомлен о том, как выглядят половые органы, наиболее рьяные пошляки под видом борьбы за нравственность повадились замыливать некоторые места в произведениях искусства! Тем самым совершая самое настоящее преступление против культуры. Я не знаю, когда этот период дикости, варварства и вандализма, в который мы вынуждены жить, будет преодолен...

Читайте еще на моем канале:

Историю Англии в лицах можно увидеть в Лондонской портретной галерее: это потрясающее путешествие во времени

Будете в Пскове, сходите в Палаты Постниковых, почувствуйте себя в гостях у купца XVII века