Найти в Дзене

Я помню, значит, я ошибаюсь. Мозаика памяти

Теодюль Рибо (1839-1916), психолог и философ, ученик Ж. М. Шарко, основоположник французской научной психологии, одним из первых в конце XIX в. приступил к научному изучению памяти. Известный русский невролог Владимир Бехтерев (1857-1927), также ученик Ж. М. Шарко, является одним из основоположников учения о болезнях памяти. В 1900 г. он опубликовал случай пациента, страдающего амнезией при двустороннем разрушении гиппокампа. Бехтерев пришёл к выводу, что эти небольшие области мозга, расположенные во внутренней части височных долей и напоминающие по форме изящных морских животных, играют фундаментальную роль в работе памяти. Из-за «холодной войны» эти результаты были забыты до тех пор, пока Бренда Милнер не начала работу с пациентом Г. М. в 1957 году. Со времен Рибо и Бехтерева выделялись различные типы памяти, каждый из которых использовал определенные мозговые сети: это похоже на настоящаую мозаику! Существует несколько видов памяти: долговременная, эксплицитная/декларативная, автоб
My memories
My memories

Теодюль Рибо (1839-1916), психолог и философ, ученик Ж. М. Шарко, основоположник французской научной психологии, одним из первых в конце XIX в. приступил к научному изучению памяти.

Известный русский невролог Владимир Бехтерев (1857-1927), также ученик Ж. М. Шарко, является одним из основоположников учения о болезнях памяти. В 1900 г. он опубликовал случай пациента, страдающего амнезией при двустороннем разрушении гиппокампа. Бехтерев пришёл к выводу, что эти небольшие области мозга, расположенные во внутренней части височных долей и напоминающие по форме изящных морских животных, играют фундаментальную роль в работе памяти. Из-за «холодной войны» эти результаты были забыты до тех пор, пока Бренда Милнер не начала работу с пациентом Г. М. в 1957 году.

Со времен Рибо и Бехтерева выделялись различные типы памяти, каждый из которых использовал определенные мозговые сети: это похоже на настоящаую мозаику!

Существует несколько видов памяти: долговременная, эксплицитная/декларативная, автобиографическая (эпизодическая, семантическая), имплицитная/недекларативная, процессуальная, перцептивная, кратковременная и рабочая память. Каждый из этих видов памяти обрабатывается определенной сетью мозга.

Долговременная (автобиографическая) память и рабочая (эпизодическая) память расположены в гиппокампе. Мы храним воспоминания о страхах и фобиях отдельно, в дорсолатеральной префронтальной коре. Лобная доля также участвует в рабочей памяти. Схема процедурной памяти уникальна. Он использует таламус, мозжечок и хвостатые ядра. Вопреки нашим ощущениям, долговременная память не очень надежна. Наши воспоминания не так точны, как нам хотелось бы. Кроме того, их можно трансформировать. Можно создать ложные воспоминания на пустом месте во время психотерапии или во время полицейского допроса. Это явление, ставшее причиной многих судебных процессов в Соединенных Штатах, подробно изучено профессором психологии Элизабет Лофтус.

Синдром ложных воспоминаний. Элизабет Лофтус.

Возможность создания ложных воспоминаний показывает ограниченность и низкую надежность человеческой памяти. Память очень податлива и уязвима для внушения. Невозможно найти вытесненные воспоминания: о месте преступления, о прошлых жизнях... Вытеснение не существует. Ложные воспоминания можно вызвать в лаборатории у мышей и у людей. Все методы терапии, основанные на поиске вытесненных воспоминаний, в частности психогенеалогия, на самом деле создают ложные воспоминания.

Э. Лофтус провела более 200 экспериментов по созданию ложных воспоминаний с участием 20 000 испытуемых. Она измерила влияние дезинформации на искажение памяти. В исследовании, где испытуемым внушали, что они потерялись в детстве в торговом центре, 30% испытуемых в конечном итоге сохранили это ложное воспоминание. Некоторые впоследствии с большой уверенностью утверждали, что заблудились. Один из испытуемых рассказал об ужасе, который он испытал, согнувшись под тележкой из супермаркета и глядя на уродливого бородатого мужчину, который пытался его поймать, хотя на самом деле он никогда не сталкивался с такой ситуацией.

Детская амнезия.

Теодюль Рибо был первым, кто заметил, что в среднем детском возрасте происходит значительная потеря наших первых воспоминаний (La loi de regression de la mémoire, 1881). Известно, что плод запоминает звук голоса матери, запах околоплодных вод, вкус пищи и звук сердцебиения матери. Взрослая память начинает формироваться в возрасте трёх с половиной лет. Ранние воспоминания, не связанные со словами, языком, эмоциями, быстро исчезают. Автобиографическая память нуждается в вербальном языке и ощущении «Я». После 7 лет ребёнок помнит всего лишь 40% ранних воспоминаний. В возрасте 7 лет наступает переломный момент детской амнезии. Мозг очищается, чтобы иметь возможность узнавать что-то новое. Те немногие воспоминания, которые остались, подверглись «взрослой» трансформации.

Нейроны мадлен Марселя Пруста.

Запахи обладают уникальным свойством вызывать в нас эмоционально заряженные воспоминания. Обоняние и память тесно связаны в головном мозге. Связаны настолько, что деградация одного вызывает деградацию другого. Воспоминания становятся сильнее и ярче, когда связаны с запахами. Большинство визуальных воспоминаний относятся к подростковому и молодому возрасту. Воспоминания, связанные с запахами, относятся к возрасту 6-7 лет: здесь может возникнуть сильное ощущение возвращения в прошлое. Нарушения обоняния могут быть признаком снижения когнитивных функций и способствовать потере памяти. Эти нарушения являются явными клиническими признаками начала болезни Альцгеймера. Необходимо проводить тренировку обоняния для предотвращения снижения когнитивных функций и при реабилитации после травм головы и инсультов.

Стихи
4901 интересуется