Великолепная мечеть Султанахмет или Ахмедие во всем мире известна как Голубая. Это величайшее произведение османского искусства родилось в начале XVII века благодаря молодому султану Ахмеду Первому. Но… самолюбие султана фактически сгубило целую отрасль народного промысла. Конечно, султан этого не хотел, но он думал прежде всего о славе, а не об экономике.
Речь идёт, конечно же, о керамических изразцах, которые и дали мечети второе название – Голубая. Для внутренней отделки самой большой мечети потребовалось более пятидесяти тысяч расписанных вручную плиток. В лучшей мечети мира должна была быть лучшая отделка, поэтому выбор архитектора Седефкара Мехмеда пал на знаменитые изникские изразцы.
Город Изник (бывшая Никея) к тому времени уже почти пять веков славился своими гончарными мастерскими. Этому способствовали богатые залежи качественной белой глины вокруг города. Изникские изделия отличались изящной росписью. Орнамент представлял собой растительные узоры, тонко исполненные синим кобальтом на белом фоне. Сначала роспись в Изнике в целом повторяла сельджукские, византийские, арабские и даже китайские мотивы, но к середине XVI века она обрела свой собственный стиль. Согласно требованиям мусульманской религии на изразцах и прочих керамических изделиях изображались только растения, но их разнообразие, красота и глубокий смысл каждого завитка поражали воображение.
Султан Ахмед под страхом смертной казни запретил мастерам Изника поставлять свою керамику куда-то еще, пока не будет достроена мечеть. Мастера были не против, только вот султан строил мечеть из собственных денег, а не на прибыль от какой-нибудь победоносной войны, как это делали его предшественники. Казна оплачивала труды изникских гончаров нерегулярно, мастерские работали себе в убыток, стали экономить на глазури. Результат оказался печальным. Прекрасная мечеть Ахмедие украсила собой площадь Султанахмет, тончайшие изразцы радуют глаз и поныне, но керамическая промышленность Изника зачахла.
И всё же у этой истории счастливый конец. Утраченные за почти триста лет технологии восстановлены благодаря Изникскому образовательному фонду под руководством профессора Исила Акбайгила. Сейчас это вполне процветающая фабрика, производящая керамическую плитку и изразцы, имеющая прекрасную школу художников.