Фильм-пирожное, красочный, изящный и воздушный, о короткой жизни молодой королевы Франции. Завораживающе красивый и проникновенно душевный.
Существует несколько разных фильмов и сериалов о Марии-Антуанетте, причём в 2006г. вышли два разных фильма. Здесь речь именно о фильме Софии Копполы. О другом фильме того же года у меня тоже есть отзыв.
Кому: если хотите посмотреть что-то красивое, сказочное, и при этом не пустое, но имеющее всё-таки определённый смысл.
Киноязык: автор сознательно использует анахронизмы во всём, используя более привычные нам цвета и музыку, ради создания у зрителя ощущения со-причастности внутреннему миру королевы. Гармоничная, подчёркнуто выверенная цветовая гамма включает современные цвета, которые у нас ассоциируются с нежностью и лёгкостью. В одном эпизоде режиссёр даже подбросила в гардероб юной королевы кроссовки…
Прекрасный, хотя и неожиданный выбор музыки: современные либо осовремененные композиции, тоже откровенно и восхитительно не соответствующие эпохе.
Вообще, невероятная работа со звуком: речь королевы – это порой даже не речь, а воркование, обволакивающее ощущением неги, роскоши, изящества (Кирстен Данст – браво! зачёт автоматом!)
Присутствуют ещё какие-то загадочные ингредиенты под общим названием «мастерство режиссёра – …
…и получился шедевр.
Вот лишь несколько картинок, листайте...
Сюжет как бы закольцован – начинается с приезда юной невесты в Версаль, и заканчивается её отъездом, – то есть, охватывает золотую пору жизни королевы, не затрагивая темы суда, заточения, казни.
София Коппола тоже, как и авторы канадско-французского фильма того же года, подаёт эту историю как своего рода реабилитацию, и явно рассчитывает на то, что зритель знаком с историей. Возможно, именно поэтому вносит эпизоды, которые являются «художественным вымыслом для большего драматизма», - одним словом, приврала для красного словца. Вот это мне как раз категорически не нравится, но таких эпизодов мало.
Из истории, на всякий случай: скажу несколько слов для тех, кто, может быть, забыл, кто такая Мария-Антуанетта. Она австрийская принцесса, приехала во Францию в 14 лет, в 19 стала королевой. Была доброй, наивной, весёлой, старалась во всём найти хорошие стороны. Очень любила детей, но у неё долго – 7 лет, - не было своих детей, потому что откладывалась брачная ночь. Да, 7 лет… Мужу было 15 лет (на год её старше), у него была какая-то небольшая медицинская проблема, он был молод и наивен, и то ли не хотел об этом говорить, то ли сам не понимал, в чём проблема. А Мария-Антуанетта переживала, не понимала, что происходит и вынуждена была терпеть косые взгляды и насмешки придворных и унизительные упрёки даже от матери.
Тогда и началось её пристрастие к развлечениям, к карточным играм и к прочим утешениям души. Постепенно она научилась доверять только некоторым из придворных, что вызвало недовольство остальных.
Когда, наконец, у королевской четы начали рождаться дети, Мария-Атуанетта уехала из роскошного Версаля в гораздо более скромный дворец (на дачу, по-нашему), и устроила там ферму, с козами, овечками, коровками, курами – ради того, чтобы дети росли в окружении природы. Возилась сама с огородом, заказывала саженцы для сада, разбиралась в сортах и удобрениях, научилась доить корову, носила простые причёски и простые платья. И – очень ограничила число друзей и приятелей, потому что в принципе не устраивала там блестящих приёмов.
Недовольные придворные, у которых отняли средство продвижения по карьерной лестнице (приёмы у королевы), были крайне недовольны, и освободившееся время использовали для сочинения слухов и прочих козней. На короля они тоже злились, потому что он серьёзно относился не только к своим, но и к их обязанностям, и гонял их за праздность и безнравственность. И начали они раздувать тот костёр ненависти к королеве и королю, который потом и сжёг революционным пламенем всю Францию. Вместе с этими придворными, кстати.
Но пока, в фильме – Мария-Антуанетта наслаждается жизнью, и видеть это не слишком грустно, потому что я знаю, что, когда её будут судить, всячески издеваться, и отправят на гильотину, она будет вести себя максимально достойно, и наконец отыщет в себе и обнаружит ту глубину души, которая в ней всё-таки была.
В качестве эпилога: Сын Людовика 16-го и Марии-Антуанетты, принц Луи-Шарль, был арестован вместе с родителями, в возрасте около 8 лет. Он провёл в тюрьме с матерью год, а потом ещё два года в одиночестве, в ужасающе бесчеловечных условиях, которые настолько истощили его организм, что он умер там, в тюрьме, в 10 лет. Незадолго до смерти ему сообщили, что комендант тюрьмы, который сильно притеснял его семью, теперь сам арестован (ибо революция, как обычно, начала пожирать своих). Луи-Шарль ответил: «Мне очень жалко его… Ему тяжелее, чем мне… Он ведь действительно совершал то, в чем его обвиняют…».
Какая бы она ни была королева, а сына воспитала достойного...
Смотрела здесь: https://ororo.tv/ru/movies/marie-antoinette
Подписка платная, но смотришь в оригинале (можно с субтитрами), без рекламы.
И, как всегда, напомню: чтение может быть подобно общению. Тот, кто читает – узнаёт, что думает автор статьи. Автор же, с другой стороны экрана, пытается понять, кто и почему его читает. Пишите, ставьте лайки-дизлайки и подписывайтесь!
Фото современного состояния деревни Марии-Антуанетты взято с сайта