Так, теперь от Часового квартала из прошлого поста идем на восток, в гущу событий и исторических памятников, к Архивам. Пойдем не очевидным путем, а задворками, через сады, для чего с ул. Бобур свернем в небольшой тупик Берто, известный с XIII века, а название свое он получил от Жана Берто, открывшего здесь в 1577 г. павильон для игры в мяч. Вот на рисунке виден между домами вход в этот тупик, он даже подписан, если развернуть картинку.
В этом тупике с 1994 г. работал маленький частный музей кукол, открытый двумя энтузиастами, отцом и сыном Одинами. Он уже закрылся в 2017, к сожалению. А сад, сегодня носящий имя Анны Франк, разбит на территории бывших садов огромного и роскошного отеля. Не уверена, что из сада есть вход в отель, главный вход расположен на ул. Тампль № 71. Это особняк XVII века, построенный для Клода де Мема, графа д'Аво, известный как отель Сент-Эньян, который сегодня занимает Музей искусства и истории иудаизма. (мы же помним, что Марэ - еврейский квартал? и китайский.)
Отель был, конечно, национализирован в революцию, потом поделен на квартиры и мастерские (судьба многих отелей в Марэ), приобретен государством только в 1962 г. Музей открылся лет через 20, а главный двор сегодня украшает скульптура, изображающая Альфреда Дрейфуса, ставшего во Франции символом борьбы с ксенофобией и антисемитизмом. Дело, разделившее Европу на 2 лагеря и чуть не доведшее Францию до очередной гражданской войны.
Дальше на ул. Брак, мы про нее немного говорили, у тамплиеров здесь в конце XII в. были мясные лавки, возможно на месте домов № 12 и 14. Её первое название — Boucheries-du-Temple — Мясников Тампля. А Брак- это богатое семейство, владевшее домами на этой улице. Арнольд де Брак в 1348 г. построил здесь часовню и приют. Были еще фонтан Брака, ворота Брака и зал для игры в мяч Брака, который находился на улице Тампль. И вот тут я не совсем уверена, то ли рядом с часовней Браков, то ли на месте ее, то ли часовня вошла в состав территории монастыря Милосердия, получившего этот участок на углу ул. Брак и Архивов (этот участок ул Архивов носил название ул. Шом до конца XIX в. ) по воле Марии Медичи. Этот портал ведет в бывший монастырский двор. Дверь нынче яркого красного цвета.
И вот улица Брак приводит к прекрасным, самым любимым моим средневековым башенкам, каждый раз не могу от них уйти. Эти надвратные башни, единственное, что осталось от особняка Оливье де Клиссона Пятого, одноглазого коннетабля Франции, получившего прозвище "Мясник" за абсолютную безжалостность в бою и к пленным, участника событий Столетней войны, сына казненного изменника.
Строился де Клиссон в районе, который образовался после возведения Карлом V новых городских стен, в 1371 г. Эти башенки - редкие остатки частной архитектуры. В книге 1922 г издания говорится, что описания отеля Клиссона до нас не дошло, но известно, что коннетабль жил здесь, когда на него было совершено неудачное покушение недалеко отсюда на ул. Клуатр де Сен-Катрин в 1392 г. Во время английской оккупации отель де Клиссон служил резиденцией Ланкастеров.
В 1553 г. отель де Клиссон и соседние земли прикупили для себя Гизы, перестроили все, для работ призвали Приматиччо, он расписывал семейную капеллу и следил за ходом работ. Отель де Гиз стал грандиозной семейной резиденцией, штаб-квартирой Католической лиги, здесь проходили собрания, а на тимпане над входом, под двумя башенками появился герб Гизов (правда, скорее всего, в XVII в.).
Вот на этом рисунке (наверху), выполненном с карты, отель де Гиз, видимо, изображен не полностью.
А вот другая карта, того же 1609 года. Здесь он изображен целиком. Вот так мы к нему и подошли, по улице Брак, на ул Шом, куда выходят башенки Клиссона и куда же, исключительно по анекдоту, т.е. абсолютно недостоверно, выходил балкон, с которого в 1578 г. убегал Сен-Мегрен. (по ссылке статья про ул. Сент-Оноре и убийство Сен-Мегрена).
Мария Стюарт, племянница герцога Франсуа часто гостила у Гизов до 1561 года, пока не вернулась в Шотландию и писала матери, что о ней очень хорошо заботятся.
15 января 1559 года по случаю свадьбы Клод Валуа (дочери Генриха II, сестры Марго) с Карлом III Лотарингским в течение восьми дней устраивались праздники, в отеле де Гиз угощали всех желающих и был устроен турнир, где любой рыцарь мог испытать себя в бою.
В этом же году герцог Альба приехал в Париж, чтобы
жениться по доверенности, от имени Филиппа II, на Елизавете Валуа (еще одной сестре Марго), его встречали и угощали здесь. В общем, дворец и его обитатели играли важную роль в жизни города и страны, весь так называемый "период религиозных войн" во Франции связан с Гизами. Но про Лигу говорить не буду, сотни томов на эту тему, даже на русском.
Последняя прямая наследница Гизов, Мария Лотарингская устраивала в отеле пышные приемы и покровительствовала искусствам, несколько лет здесь жил композитор Марк-Антуан Шарпантье, посещали герцогиню писатели, поэты и ученые. Она умерла в 1688, не имея прямых наследников и родовой дворец Гизов в 1700 г. был продан семейству Роган-Субизов - Франсуа де Рогану принцу Субизу и его жене Анне де Роган-Шабо. (вообще они "Rohan", на русском можно бы говорить и Роан и Рохан, но обычно, непроизносимая "h" по-русски озвончается). Большая перестройка, естественно, затеянная новыми хозяевами подарила нам сегодняшний вид отеля Субиз. Главный вход - с ул. Фран-Буржуа.
Полукруглый въездной портал, огромный двор с колоннами, двухэтажный основной корпус, примыкающий к тому, что осталось от Гизов. Если присмотреться, то на гравюре и на фотографии впереди слева видны остроконечные башенки Клиссона.
Первые владельцы умерли довольно скоро после приобретения новой собственности: Франсуа де Роган в 1712, его портрета я не нашла, а Анна - в 1709 г.
Она была фрейлиной королевы Марии-Терезии, вышла замуж в 15 лет, родила 11 детей, славилась красотой и рыжими волосами, говорят, что у нее был многолетний роман с Людовиком XIV. Ну как многолетний, многолетний периодический, когда он уставал от капризов мадам де Монтеспан.
Вот один из 11 детей, старший Эркюль Мериадек (Брендибак :)) простите) принес своему дворцу настоящую славу. Женившись во второй раз в 30-х гг. XVIII столетия он переделывает дворец в стиле рококо, наняв для этого архитектора Жермена Бофрана, скульпторов — обоих Аданов и Лемуана, живописцев Буше, Тремольера, Ванлоо и Натуара.
Бофран сообщает комнатам отеля характер изящных бонбоньерок. Резные панели, лепные орнаменты, живописные панно сплошным ковром устилают стены и потолок. Эффект этих изысканно нарядных, прихотливо легких форм должен быть особенно впечатляющ по контрасту с более сдержанной архитектурой фасада.
Один из лучших интерьеров особняка — овальный Зал верхнего этажа, так называемый Салон принцессы. Большие арочные окна, выходящие во двор, чередуются в нем с дверями и зеркалами такой же формы и высоты. Использование зеркал в композиции интерьера не делает его грандиозным, как это было в Зеркальной галерее Версаля, где зеркала располагались прямо против окон. В овальном зале отражения усложняют интерьер, создавая воображаемый пространственный узор, а иллюзия множества асимметричных проемов делает Салон принцессы похожим на садовую беседку. В интерьерах преобладает белый цвет; изысканные светлые краски — розовая и нежно-голубая — усиливают впечатление легкости и изящества. Над арками дверей и окон располагаются позолоченные лепные картуши, амуры, переплетающиеся ветви и декоративные панно Натуара, соединяющиеся в прихотливую гирлянду. Этот волнистый легкий узор скрывает границу между стенами и потолком, а гирлянды, тянущиеся к центральной розетке потолка, завершают декоративную систему. Живопись Натуара, посвященная любовной истории Амура и Психеи, становится частью узора, элементом грациозной декорации. Плавные волнообразные ритмы архитектурного орнамента интерьера переходят и в композиции картин, связывая фигуры с декоративным узором.
Другой сын Субизов, кардинал де Роган, про которого говорили, что он вот как раз мог быть сыном Людовика XIV, очень уж на него похож, (в галерее портрет Людовика, смотрите, похож?)
построил по соседству с родителями дворец для себя. Главный вход со Старой улицы Тампля, 87. Отель Страсбур-Роган. Можно сказать, что в Париже появился новый Пале-Кардиналь, потому что кардиналы Роганы, епископы Страсбурга жили здесь вплоть до революции. Жертва страсти к Марии-Антуанетте, Луи де Роган, один из участников "Дела с ожерельем" тоже.
Оба дворца революция национализировала. В 1808 г. их приобретает государство и в отеле Роган поселяется Императорская типография, а в отеле Субиз - Императорские архивы и начинается новая жизнь дворцов, не такая блестящая, но они по крайней мере сохранились.
Национальный архив постоянно разрастался, что понятно, ему все время требовалось все больше места, что привело к строительству новых зданий, разделению участка и уничтожению части садов.
При Луи-Филиппе и Наполеоне III присоединили еще четыре соседних особняка, отели Жокур, Ле Тонелье, де Бретей и Асси, а в 1927 году и отель де Роган был передан Архивам. Бывшие конюшни кардинала, украшенные знаменитым рельефом Робера ле Лоррена "Кони Солнца" были преобразованы в архивные хранилища для документов парижских нотариусов.
Как понимаете, сокровищ в Архивах хранится много, а самые ценные - в сейфе, нет, в Сейфе, выполненном по распоряжению Учредительного собрания от 30 ноября 1790 г. Первоначально он предназначался для размещения бланков, пластин и штампов, используемых при производстве ассигнаций, затем конституционного акта и протоколов революционных законов и указов. Теперь он содержит все конституции Франции, а также документы высочайшей исторической ценности: журнал Людовика XVI, , платиновые стандарты метра и килограмма и т.п.
Вот тут роскошный ролик о том, как этот сейф открывают (спойлер: ключом!). Он на французском, естественно, но посмотреть интересно.
А еще читайте и подписывайтесь на телеграм, сейчас там серия постов по парижский карнавал.
Избранная библиография:
Langlois, Charles-Victor (1863-1929). Les hôtels de Clisson, de Guise & de Rohan-Soubise au Marais (Archives et Imprimerie nationales), 1922
Всеобщая история искусств. Т. 4
Fauler K. Эпоха Валуа и Плантагенетов. Борьба за власть 1328-1498