Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Тамплиеры в Марэ

Должна признаться, что немного устала от бульваров и XIX века, но обещаю довести их до конца. Пока же предлагаю знакомиться с III городским округом - Марэ. Формально, такого района «Марэ» в городе не существует, это историческое название, такое же как Латинский квартал, или уже упомянутый во втором округе квартал Сантье. Это довольно большой по площади, бывший болотистый участок, сегодня разделенный условно на верхний и нижний Марэ, а фактически на III и IV городские округа.

Расцвет Марэ пришелся на эпоху отца и сына, Людовиков XIII и XIV, т.е. на XVII век. После открытия Королевской площади в 1612 г. (площадь Вогезов (IV), состоявшегося уже после смерти Генриха IV, по чьему приказу ее проектировали и строили, сюда потянулись дворяне, район стал модным. Но не очень надолго, с переездом двора в Версаль район зачах, аристократия выбирала другие места для жизни, западнее.

 Henry Bonaventure Monnier Марэ. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Henry Bonaventure Monnier Марэ. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В XIX веке Марэ стал вопиюще старомодным и провинциальным. Вероятно этим можно объяснить малое количество (если не сказать - полное отсутствие) живописных изображений Марэ, по крайней мере III округа. Редкая гравюра как раз иллюстрирует занятия и облик жителей Марэ, совсем вот не Бульвар. В. Мильчина в своей книге приводит слова одного бытописателя, который рассказывает, что моды, будь то костюмы, прически, книги,идеи или персонажи в Марэ доходят где-то через полгода, дольше, чем в Вену и Петербург. Вот может быть как-то так выглядел немодный Марэ? Мне кажется, передает атмосферу.

Jean-François Raffaëlli. Гости в ожидании свадьбы.
Jean-François Raffaëlli. Гости в ожидании свадьбы.

Османизация практически не затронула этот район, что безусловно, хорошо, но в тоже время, в ХХ веке Марэ стал одним из самых неблагополучных районов города, особняки, занятые лавками, мастерскими и коммунальным жильем стали рассадником туберкулеза и проблема была решена только в 60-х гг. с принятием плана министра культуры Андрэ Мальро, с расселением трущоб и каталогизацией памятников архитектуры и приведением их в порядок. (Или так выглядел? Скорее всего, так выглядела половина кварталов Парижа в стороне от парадных улиц в первой половине ХХ в.)

Фудзита. Внутренний дворик. Париж
Фудзита. Внутренний дворик. Париж

Количество особняков, по-французски – отелей (отель партикюле-частный особняк) здесь, хочется сказать не сосчитать, но нет, все они посчитаны и почти все внесены в реестр памятников архитектуры. Я насчитала более 50. Некоторые стоят заброшенные, от некоторых остались, например, только въездные ворота, многие разделены на квартиры (вы можете гордо сказать, что живете в особняке XVII в., в большой квартире площадью 58 кв. м на первом этаже стоимостью около 1 млн евро). Некоторые полностью в частном владении, во многих разместились музеи как мировой известности, например музей Пикассо или местные, но не менее интересные, например музей Коньяк-Же.

***

По хорошему, в III-й округ мы должны вступить с востока и обсудить сначала квартал искусств и ремесел, но так уж вышло, что, несколько нарушив географический принцип повествования, первым рассмотрим то, что осталось только в названиях улиц и площадей, а именно Тампль (Храм): ул. Тампля, Старая ул.Тампля, площадь Тампль, ул. Фонтана Тампля (Храмового фонтана, т.е.).

Теодор Хоффбауэер. Вид Тампля в 1450 г. Реконструкция. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Теодор Хоффбауэер. Вид Тампля в 1450 г. Реконструкция. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Всю обширную территорию между ул. Тампль, Пикарди и Бретань занимала штаб-квартира тамплиеров. Когда они тут обосновались? В XII в., возможно в 40-х гг., осушили болота, разбили огороды и фруктовые сады, в XIII в. здесь уже стояла крепость, окруженная стенами, на территории которой тамплиеры построили церковь Сан-Мари-дю-Тампль,

Сильвестр Израэль. Церковь в Тампле. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Сильвестр Израэль. Церковь в Тампле. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

возвели жилые корпуса, конюшни, хозяйственные постройки, организовали кладбище (это была одна из многих привилегий тамплиеров, они имели право хоронить своих покойников в своей земле при участии своих священников). Их территория находилась уже за городскими стенами (можно представить таким образом размеры средневекового города), но службы, земли, мастерские, принадлежавшие или работавшие на тамплиеров находились и за их крепостью. Например, у храмовников было право торговать мясом и известно, что их мясные лавки находились на ул. Брак, на довольно значительном расстоянии от самой крепости.

Башня Тампля. © Bibliothèque nationale de France
Башня Тампля. © Bibliothèque nationale de France

Крепость охраняла очень колоритная башня, окруженная еще 4 башенками. Есть предположение, что такая серьезная фортификация нужна была для, скажем так, поддержания престижа организации, которая к этому времени стала одной из самых могущественных, влиятельных и богатых в Европе. Освобожденные от уплаты налогов и подчиняющиеся самому Папе Римскому, минуя светские власти, тамплиеры стали кредиторами королей и пап, хранителями королевской казны, и, иногда, самих королей.

После роспуска ордена (мы уже знаем как и где закончилась их история) в 1314 г., его имущество, не заинтересовавшее короля, было передано ордену госпитальеров, известного в последствии как орден Святого Иоанна или Мальтийский орден. Известно, что принцип экстерриториальности для Тампля сохранялся вплоть до революции, как и большинство привилегий тамплиеров. Говорят, что в Тампле можно было получить убежище,

Теодор Хоффбауер. Дворец Приора в Тампле в 1770 г. Реконструкция. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Теодор Хоффбауер. Дворец Приора в Тампле в 1770 г. Реконструкция. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В XVII в. для приора ордена Жака де Сувре был построен дворец Пьером Делилем-Мансаром, из известной семьи архитекторов. К сожалению, этот отель, как и все постройки Тампля, был снесен.

Макет Тампля. Неизвестный автор. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Макет Тампля. Неизвестный автор. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1749 г. орден возглавляет Луи-Франсуа Бурбон, герцог де Конти (тут про самое дорогое вино), отлученный таким образом от Версаля из-за сложных отношений со своим королем и кузеном Людовиком XV или, по другой версии, принцу нужна была какая-то хорошо оплачиваемая должность.

Луи-Франсуа Бурбон принц де Конти © Bibliothèque nationale de France
Луи-Франсуа Бурбон принц де Конти © Bibliothèque nationale de France

Принц стал вдовцом в 19 лет и более не женился, что позволило ему занять эту должность, правда вопреки воле Папы и самих ионитов. Но, конечно, любовницы у него были. Самая известная из них- графиня де Буффлер имела недалеко от приорского дворца, на территории Тампля небольшой особнячок, держала там салон. Ее называли "идолом Храма".

Мишель Бартелеми Оливье. Чай по-английски в салоне Тампля, в присутствии двора принца Конти. Лувр
Мишель Бартелеми Оливье. Чай по-английски в салоне Тампля, в присутствии двора принца Конти. Лувр

Как замечают современники принц был человеком большого ума, вкуса и амбиций, он был прекрасным оратором и музыкантом, и, видимо, создавал сильную конкуренцию королю, как сказали бы современным языком. Став во главе ордена ионитов, принц Конти не только исправно выполняет все обязанности приора, но и становится покровителем искусств. Он поддерживает Ж-Ж. Руссо, выплачивает пенсию Бомарше, в его дворце дает первый концерт в Париже маленький Моцарт. Вот на этой картине вверху это выступление изображено. Найдете на ней Моцарта? А он есть. А название отсылает к тому, что принц был англофилом и завел у себя английские обычаи.

Вроде бы в этот дворец изначально привезли королевскую семью из Тюильри в 1792 г. и даже подали им достойный ужин, но держали их все-таки в той самой башне. Семья провела в Тампле несколько месяцев, под надзором и в страхе, но все-таки вместе. Они вели скромную частную жизнь, занимались с детьми уроками, даже выходили гулять. Людовика XVI отсюда увезли на казнь, а Марию-Антуанетту позднее, перед казнью переведут в Консьержери.

Jean=Francois Garneray. Людовик 16 в башне Тампля. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Jean=Francois Garneray. Людовик 16 в башне Тампля. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Здесь же в заточении умер от туберкулеза в окружении чужих людей маленький дофин, 10-летний Луи-Шарль, признанный всей Европой королем Франции после казни отца. Его история будет поужасней родительской: ребенка буквально уморили.

Joseph-Marie Vien le Jeune. Луи-Шарль в Тампле. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Joseph-Marie Vien le Jeune. Луи-Шарль в Тампле. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Большая башня простояла еще несколько лет, пока в 1806 г. Наполеон не приказал ее снести, поскольку она служила местом сбора роялистов, что очень раздражало нового императора.

Рынки и ярмарка у тамплиеров тоже, разумеется, проходили, говорят, что именно на территории рынка Тампля в конце 80-х гг. XVIII в. было возведено, на мой взгляд, совершенно монструозное сооружение- Ротонда, торговый центр.

Ротонда Тампля
Ротонда Тампля

На изображении видны еще и деревянные рыночные павильоны. каждый имел свою специализацию: ковры, шелка, ленты, перчатки, перья; домашнее белье; подержанные вещи; кожа. В XIX столетии Ротонда стала главным местом по покупке, продаже и обмену подержанной одежды, а деревянные сооружения заменили на чугунные, похожие на павильоны Бальтара на Центральном рынке. На площади между павильонами вплоть до окончания Второй мировой войны продавали поношенную одежду.

Luis Jimenez y Aranda. Карро дю Тампль.1890
Luis Jimenez y Aranda. Карро дю Тампль.1890

К 1982 г. единственный оставшийся павильон хотели снести, но жителям удалось отстоять привычную им среду обитания и знаковый объект района, который в итоге был включен в перечень памятников истории и культуры и таким образом спасен (здесь нужно выразить восхищение парижанами). В 2013 г. после обширных археологических раскопок в этом древнем районе, во время которых было найдено несколько захоронений, правда времени более позднего, чем тамплиеры и реконструкции павильон открылся как общественное пространство Карро-дю-Тампль с 8 – ми метровыми потолками и огромными окнами для проведения выставок, лекций, встреч и различных занятий.

Карро-дю-Тампль.
Карро-дю-Тампль.

Вот в Музее истории Парижа хранится такой подробный макет Тампля, со всеми постройками, все объекты подписаны, очень детальный и дает представление об этом "государстве" в Париже, просуществовавшем примерно 700 лет.

Макет Тампля. Неизвестный автор. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Макет Тампля. Неизвестный автор. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Очень много написала и столько же не успела, например, про тюрьму, приют, рынок, все в следующий раз. В III округе очень много всего.

Избранная библиография:

C. Piton. Une page ignorée de l'histoire du Temple. Le Temple à Paris. 1911

J. Hillairet. Connaissance du vieux Paris. 1993.

М. Брион. Моцарт. Молодая гвардия. 2007.

Е. Морозова. Мария-Антуанетта. Молодая гвардия. 2014

В. Мильчина. «Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь». Новое литературное обозрение, 2017