Одной из серьезных проблем современной школы, является эмоциональное выгорание педагогов: и молодых, и педагогов со стажем.
У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает негативизм и усталость, появляется неприязнь к делу, и многие педагоги или уходят из школы, меняют профессию, или же, продолжают работать по принципу «урокодателя», и не более того.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, врачей – всех, чья деятельность связана с общением.
Когда я пришла в школу, я с энтузиазмом взялась за работу: занималась сверх положенного времени, водила своих учеников на концерты, проводила классные мероприятия, писала для своих учеников сказки.
Старшие коллеги внимательно наблюдали за мной, давали советы, но чаще отпускали в мой адрес ироничные реплики, вроде таких, как:
«Дураков работа любит», «Чего ты с ними, с каждым, возишься, так тебя, надолго, не хватит», «Хороший педагог проводит урок по часам, а не так, как ты, «растягиваешь удовольствие».
Я не обижалась. В то время, я просто не знала и не понимала, что когда педагоги раздражаются, работа для них становится в тягость, каждый урок, "столько, сколько положено, по часам", и не более того, с отдачей - только с «избранными», и то, без особых эмоций, это и есть признаки эмоционального выгорания.
Подробнее об этом феномене я узнала, когда училась психологии, в университете.
«Симптомы» и проявления «эмоционального выгорания»:
– Эмоциональная, «хроническая» усталость, чувство истощения; желание бросить работу и заняться чем-то другим.
– Неудовлетворенность условиями труда, несоответствие ресурсов и целей, неизбежно ведет к возникновение чувства своей некомпетентности, «не успешности».
– Формальное отношение к работе, снижение мотивации и работоспособности. Выполнение работы: «ровно того объема, что положено, но не более того».
– безразличное или негативное отношение к профессии.
В рамках программы по развитию педагогов «Я учитель» было проведено всероссийское исследование «профессионального выгорания» школьных учителей.
Результаты:
У 75% опрошенных – есть ярко выраженные симптомы «выгорания».
38% из них находятся в острой его фазе – то есть «выгорание» ощутимо влияет на качество жизни и способность работать.
Менее 10% – учителя, у которых не было выявлено «выгорание».
Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги, вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков.
Такой высокий показатель выгорания эксперты объясняют так:
Большой объем коммуникаций. Необходимость проявлять эмпатию, то есть сопереживание другому человеку. Контроль собственных эмоций. Влияние родителей, руководства и общества в целом – все это способствует выгоранию учителей.
Оно возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций, и развивается на фоне хронического стресса, без соответствующего «освобождения».
Эмоциональная черствость. Раздражение. Конфликтность. Равнодушие. Негативизм. Отсутствие желания профессионального роста.
Возможно, все то, что не нравится в учителях детям, родителям, да, я верю, и самим учителям, это есть психологическая защита от психотравмирующих воздействий и факторов.
Причины возникновения:
– несоответствие между требованиями, предъявляемые, к педагогу, и реальными возможностями их реализации,
– стрессовая ситуация, в которой учитель находится каждодневно, как «данность»,
– «низкий» социальный статус профессии, несоответствие затраченных усилий и «вознаграждения», ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА.
Предлагается много вариантов «эмоциональной» реабилитации: Организация досуга. Повышение квалификации. Физкультура и спорт. Позитивный настрой.
На мой взгляд, самое эффективное, что можно сделать, чтобы феномен «профессионального выгорания» ушел из жизни учителя необходимо:
Повысить значимость педагогической профессии, которая бы способствовала удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении УЧИТЕЛЯ.
А еще, немого от себя. Когда ты полностью погружен в занятие с ребенком, вместе с ним решаешь поставленные задачи, и тебе также интересно, как и вашему ученику, урок «пролетает» незаметно, и усталость - «хорошая», «довольная».
Когда ты так работаешь с каждым учеником, оказывается, в этом случае эмоциональное выгорание – не грозит.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите.
Ваша Г. Молькова.